Десятое столетие является знаменательным периодом в истории Древней Руси – это было время оформления единой территории государства, совершенствования системы государственного управления и принятия христианской веры, поставившей Русь на более высокую ступень развития.
В истории X века различают два периода, отличающихся степенью развития государственности. Хронология начального периода охватывает первую половину столетия – время упрочения государства при первых киевских князьях; второй период относится ко второй половине X века – началу эпохи князя Владимира, приведшей к расцвету Руси.
В политическом отношении древнерусское государство X века характеризуется как раннефеодальная монархия. Черты феодализма проявились в завладении князьями свободными и общинными землями, которые они раздавали в пользование боярам и старшим дружинникам. Земельные наделы передавались вместе с живущими там крестьянами, которые обязаны были платить своему господину натуральный оброк.
Во главе государства стоял единоличный глава – монарх, представленный киевским князем. В функции князя входили защита и управление страной. Помимо этого, вместе со своими родственниками и дружинниками князь вершил суд и контролировал сбор пошлин и дани.
Князь на Руси не был самодержцем: важные вопросы он решал вместе со своим совещательным органом – княжеским Советом (Боярской думой). В состав Совета входили старшие дружинники, княжеская местная знать и представители городов. Разветвление династии Рюриковичей и усложнение отношений между князьями привело правителей к решению о необходимости созыва княжеских съездов для обсуждения важных вопросов, затрагивающих общегосударственные интересы; первые такие съезды начали созываться уже в начале XI века.
Отличительной чертой древнерусского государства являлось наличие демократического института управления – народного вече, представлявшее собой народное собрание взрослого мужского населения города. Формирование вече в городах началось в X веке.
Прирост земель в Древней Руси шёл, в основном, за счёт присоединения территорий славянских племён. Князь Олег (годы правления 879-912) присоединил к киевскому княжеству земли древлян, северян и радимичей. Отныне они должны были платить дань киевскому князю. Процесс их ассимиляции шёл непросто: попытка князя Игоря (912-945) усмирить непокорных древлян, отказавшихся платить двойную дань, закончилась его гибелью. Окончательно древляне, так же как тиверцы и уличи, вошли в состав киевского княжества при княгине Ольге (945- примерно 957). Сыну Игоря и Ольги, князю Святославу (957-972) удалось покорить долго сопротивляющихся вятичей, живущих у Оки.
Границ, в привычном для нас понимании, у древнерусского государства в X веке не было. Первым князем, кто организовал мероприятия по охране рубежей, был Владимир Святославич, правивший с 980 по 1015 годы: было построено не менее ста пограничных крепостей-«градов», созданы сторожевые («богатырские») заставы, разработана система оповещения в случае появления врага. В новые города набирались «мужья лучшие» со всех присоединённых племён, что способствовало консолидации народов.
В раннем средневековье могущество страны определялось её географическим ростом и значимостью на международной арене. К X веку Русь была известна многим странам благодаря выгодному расположению на торговых путях. Первые правители Руси поставили перед собой амбициозные планы по выстраиванию равноправных отношений с соседними странами, используя как дипломатические, так и военные методы.
Главные помыслы были направлены на могущественную Византию: все первые князья побывали в Константинополе (Царьграде) или как победители в военных операциях или как участники мирных переговоров. Серия военных походов на Византию была открыта князем Олегом. Олег готовился к походу на богатую столицу Византийской империи долго и основательно, и два его похода (в 907 и в 911 годах) были победоносными. Это была не только военная победа, но и дипломатическая: договоры Руси с Византией заложили основы торговых, экономических и культурных связей между двумя странами. Купцы из Руси получили право торговать русскими товарами на рынках Константинополя, а также разрешение месяц проживать в столице за счёт византийских властей.
Менее удачным был поход князя Игоря на Византию в 944 году: князь добился продления действия договора 911 года, но на менее благоприятных для Руси условиях. Княгиня Ольга вывела отношения с Византией на новый уровень, совершив в 955 году визит в Константинополь и став первым представителем русского великокняжеского двора, кто принял христианство по византийскому образцу. Князь Святослав боролся с византийским императором за Балканский полуостров, но потерпел неудачу и вынужден был подписать договор о ненападении. Наиболее близкие связи с Византией были установлены при князе Владимире, крестившего Русь по образцу византийской церкви.
Вторым внешнеполитическим направлением Руси были отношения с сильными соседями: Волжской Булгарией и Хазарским каганатом. С Волжской Булгарией Русь связывали тесные торговые отношения, что не мешало двум государствам время от времени вступать в военные конфликты. Серьёзный урон Булгарии был нанесён походами князя Святослава в 964-969 годах; военное противостояние стран при князе Владимире сменилось мирными отношениями.
Хазарский каганат не оставлял попыток подчинить себе славянские племена: долгое время поляне, радимичи и северяне платили дань хазарам. Князь Олег сделал попытку ослабить это влияние, но окончательно Хазарский каганат был разбит в 965 году князем Святославом.
Третьим внешнеполитическим направлением Древней Руси была борьба со степными кочевниками: печенегами и половцами. Отношения с ними колебались от открытых вооруженных конфликтов в случаях набегов кочевников на русские земли до создания временных союзов. Кочевники были ненадёжными союзниками, временами принимая сторону врагов Руси. Так, печенеги участвовали в походе князя Игоря на Константинополь в 944 году, а в 972 году они, подкупленные византийцами, убили князя Святослава, устроив ему засаду у днепровских порогов.
Согласно письменным источникам, в 988 году князь Владимир вместе со своей дружиной принял крещение в греческом городе Корсунь (Херсонес) в церкви Святого Василия, получив христианское имя «Василий». Источники сообщают, что князь Владимир к выбору веры подошел вдумчиво, и христианство православного толка выбрал осознанно как религию, наиболее подходящую духу и характеру славян. Как у всякого правителя при принятии важного решения, был здесь и политический расчёт: переходом в христианскую веру князь Владимир надеялся установить более тесные связи с Византией, из рук которой Русь приняла православие. Кроме того, христианство уже существовало на Руси: крестилась княгиня Ольга, крещение приняли многие дружинники и купцы, бывавшие в Византии, в Киеве с 944 года существовала церковь Ильи-пророка.
Русь приняла христианство не сразу, отстаивая свою прежнюю веру в языческих богов. Первое массовое крещение произошло в Киеве в водах Днепра. В отличие от городского населения, быстрее воспринимающего новые идеи и знакомого с христианской верой, сельское население сопротивлялось крещению долго, защищая своё право на языческие верования и традиции. В ряде мест, где сильно было влияние волхвов (Суздаль, Новгород, Ярославль), княжеским дружинам приходилось применять насилие. Быстрее всего шёл процесс христианизации в районах Днепра и Волхова, где христианство уже пустило свои корни, медленнее – на землях по течению Оки и Верхней Волги с сильными языческими традициями. Вопреки ожиданиям византийской церкви русская церковь стала оплотом древнерусского государства, а не византийского патриархата, что обеспечило самостоятельность Руси.
Крещение Руси имело огромное значение. Христианство помогло укрепить власть правящего класса, объявив власть князя от бога, а самого князя – помазанником божием и наместником бога на земле. Православная церковь помогала укреплению государства, выступая против княжеских распрей; способствовала укреплению семьи, освящая таинство брака; в случае внешней опасности призывала православных объединиться для защиты Отечества. Христианство способствовало распространению грамотности, просвещения и развитию культуры.
В конце X столетия в шести городах, в число которых входили Новгород, Владимир Волынский и Ростов Великий, были учреждены епископские кафедры.
С середины X века наступает период интенсивного градообразования на Руси. К ранее возведённым городам добавились Псков, Голотическ, Торопец, Русса, Браслав и многие другие. Неотъемлемую часть городского архитектурного ансамбля стали составлять церкви и монастыри, ставшие духовными и общественными центрами. Княгиня Ольга, крестившись, распорядилась построить храмы в Киеве, Витебске, Новгороде и Пскове. Строительство церквей при князе Владимире приняло массовый характер; первые христианские храмы строились из дерева, по византийским канонам. Святителем Михаилом, прибывшим из Корсуни ко двору князя Владимира, была основана первая деревянная церковь в Ростове в честь Успения Пресвятой Богородицы. Владимир привёз с собой из Корсуни иконы Спасителя, Богородицы и апостолов Петра и Павла; «корсунские» иконы особо почитались на Руси.
Первым каменным собором на Руси была киевская Десятинная церковь, построенная князем Владимиром в честь Успения Божией Матери. Церковь представляла собой строение крестово-купольного типа, воплотившее символизм христианской веры: за основу плана строения был взят равноконечный крест. Над основным строением, символизирующим землю, возвышался центральный купол церкви, символизирующий небо. Композиция в целом представляла единство духовного и материального и стала основополагающей для восточных православных церквей.
Первый монастырь на Руси был основан сразу же после крещения князя Владимира: в 989 году святитель митрополит Михаил вместе с прибывшими с ним иноками на высокой горе близ Вышгорода основал Спасский монастырь. Князь Владимир распорядился возвести в Киеве при Десятинной церкви два монастыря: во имя Пресвятой Богородицы и во имя Святой Софии. Монастыри и церкви на Руси, помимо защиты и распространения христианской веры, стали центрами просвещения и медицинских знаний.
Помимо дальнейшего развития ранее существовавших на Руси ремёсел (гончарного, кузнечного, кожевенного, плотницкого и других), X век принёс с собой много новшеств. Прежде всего, это был прогресс в строительном деле. Прибывшие из Византии греки принесли с собой мастерство возведения каменных строений и изготовления «плинфы» – тонкого кирпича, прочность которого достигалась с помощью обжига в специальных печах. Началось изготовление поливной керамической плитки и стекла. Стекло стало применяться не только для окон, но и для изготовления посуды и ювелирных изделий.
Степень развития ювелирного мастерства в X веке исследователи определили по археологическим находкам. Например, в кладах Гнёздово (Смоленская область) были найдены витые шейные гривны, изготовленные из серебра, полые серебряные бусы с зернью, подвески с узором из скани, бляшки с чернью; предметы из других кладов подтвердили предположения историков о высоком мастерстве древнерусских ювелиров, владевших различными техниками. Изучение борщевского клада (Волынь) показало, что у мастера были инструменты, с помощью которых он производил микроскопические работы.
Мастера на Руси восприняли от византийцев искусство иконописи и заложили основы своей, древнерусской, иконописной манеры.
X век стал важной вехой: при князе Владимире было создано единое государство с ослаблением власти племенных князей и усилением их зависимости от Киева. Население всех русских земель, вошедших в состав Древней Руси, было привлечено к охране рубежей страны, что увеличило безопасность государства и ускорило процесс ассимиляции племён. Принятие единой религии, христианства, способствовало формированию единой русской народности.