Малая арочная икона-привеска «Георгий Победоносец» – редкий коллекционный экземпляр нательной иконки 14 века с изображением одного из наиболее почитаемых на Руси святых – великомучеником Георгием. Артефакт изготовлен с использованием техники литья из медного сплава.
Имя «Георгий» произошло от древнегреческого имени Георгиос (георгос – возделывающий землю, земледелец). В древнерусских летописях встречается огромное количество вариантов этого имени, изначально являвшегося княжеским: Гергии, Гюрги, Дюрга, Юрий, Юрьи, Юрьги, Юрка – и многие другие производные вариации.
Новгородские летописи и другие берестяные грамоты дают основание полагать, что форма имени «Гюрги» является более ранним вариантом «Юрьги».
В Древней Руси от имени «Георгий» образовались и варианты имени, существующие и поныне – Егор и Юрий.
Святой Георгий Победоносец – один из наиболее почитаемых святых на Руси. Он прославлен в лике великомучеников, будучи подвегаем многодневным пыткам и умерев за то, что объявил себя христианином перед лицом римского императора-богоборца Диоклетиана. Георгий был сыном богатых и знатных родителей, воспитавших своего сына во Христе. Легионер Георгий отличался усердием и щедростью: получив богатое наследство он раздал его бедным, публично объявил себя христианином, после чего и навлёк гнев императора.
Малая арочная иконка на лицевой плакетке содержит классический образ великомученика Георгия: верхом на коне с копием в руке, поражающего змея. Данный сюжет возник уже после смерти святого и был названа «Чудо о змее». Согласно житию, великомученик спас от ужасного змея дочь царя, предназначенную чудовищу на съедение, явившись в образе всладника и поразив змея копьём.
Лицевая сторона иконки окаймлена миллиметровым валиком. Оглавие иконки небольшое, без утолщений и узоров. Оборотная сторона артефакта гладкая, имеет следы плавки и грубого шлифования при изготовлении.
Малая арочная икона-привеска «Георгий Победоносец» характеризуется седьмой категорией редкости (редкий коллекционный экземпляр). Предмет отмечен в некоторых каталогах, сборниках, музейных и частных коллекциях.
Состояние экспоната хорошее: плоскость и геометрия иконки не нарушена, оглавие крепкое, рельеф изображения на лицевой стороне средней потёртости, при этом существенные сколы, царапины и выбоины отсутствуют. Поверхность артефакта покрыта равномерным слоем тёмно-коричневой патины.