История России. XIX век

Большой образок «Богородица Иерусалимская и сошествие Иисуса Христа в ад» hover image

Большой образок «Богородица Иерусалимская и сошествие Иисуса Христа в ад»

Большой штампованный образок «Богородица Иерусалим..

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость и Образ Спаса на плате» hover image

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость и Образ Спаса на плате»

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость..

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» в голубой эмали hover image

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» в голубой эмали

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость..

Вершковая икона «Богоматерь Казанская» hover image

Вершковая икона «Богоматерь Казанская»

Вершковая икона «Богоматерь Казанская» – икона сам..

Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя эмалями hover image

Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя эмалями

Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя ..

Вершковая икона «Воскресение Христово - Сошествие во ад» в трёх эмалях hover image

Вершковая икона «Воскресение Христово - Сошествие во ад» в трёх эмалях

Вершковая икона «Воскресение Христово – Сошествие ..

Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в короне» hover image

Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в короне»

Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в кор..

Вершковая икона «Спас Образ Нерукотворный» hover image

Вершковая икона «Спас Образ Нерукотворный»

Вершковая икона «Спас Образ Нерукотворный» – небол..

Вершковый латунный складень «Георгий Победоносец» с евангельскими сюжетами hover image

Вершковый латунный складень «Георгий Победоносец» с евангельскими сюжетами

Вершковый латунный складень «Георгий Победоносец» ..

Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голубой эмали hover image

Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голубой эмали

Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голуб..

Двухвершковая икона «Вознесение Христово. Сошествие во ад» hover image

Двухвершковая икона «Вознесение Христово. Сошествие во ад»

Двухвершковая икона «Вознесение Христово. Сошестви..

Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветхозаветная Троица» hover image

Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветхозаветная Троица»

Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветх..

Икона «Богоматерь Агиосоритисса» hover image

Икона «Богоматерь Агиосоритисса»

Икона «Богоматерь Агиосоритисса» – медная вершкова..

Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусом и избранными святыми» hover image

Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусом и избранными святыми»

Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусо..

Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты hover image

Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты

Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты ..

Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской» hover image

Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской»

Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской» –..

Икона «Священномученик Антипа Пергамский» hover image

Икона «Священномученик Антипа Пергамский»

Икона «Священномученик Антипа Пергамский» – вершко..

Икона «Спас Благое молчание» шесть эмалей hover image

Икона «Спас Благое молчание» шесть эмалей

Икона «Спас Благое молчание» шесть эмалей – двухве..

Киотный крест «С предстоящими и четырьмя херувимами» hover image

Киотный крест «С предстоящими и четырьмя херувимами»

Киотный крест «С предстоящими и четырьмя херувимам..

Киотный крест «С Предстоящими» с четырьмя эмалями hover image

Киотный крест «С Предстоящими» с четырьмя эмалями

Киотный крест «С Предстоящими» с четырьмя эмалями ..

Киотный крест с избранными праздниками и 8 херувимами hover image

Киотный крест с избранными праздниками и 8 херувимами

Киотный крест с избранными праздниками и 8 херувим..

Крупный старинный серебряный крест hover image

Крупный старинный серебряный крест

Крупный старинный серебряный крест – серийный пред..

Ладанка «Образ Богородицы Боголюбской с избранными святыми» hover image

Ладанка «Образ Богородицы Боголюбской с избранными святыми»

Ладанка «Образ Богородицы Боголюбской с избранными..

Показано с 1 по 24 из 101 (всего страниц: 5)

Несмотря на очередной дворцовый переворот в самом начале 19 века, когда в 1801 году был убит сын Екатерины II – император Павел I, Российская империя встретила новый век будучи весьма мощной державой, хотя и отстающей по уровню технологий от стран Западной Европы.

Россия, как и прежде, продолжала вести многочисленные войны, самой тяжёлой и кровопролитной из которых стала Отечественная война 1812 года с Наполеоном. Победа в этой войне закалила общество и значительно повысила авторитет Империи, Россию стали уважительно называть «жандармом Европы».

В 1825 году произошло знаменитое восстание декабристов, явившееся воплощением обострившегося кризиса власти: старший сын императора Александра Первого отрёкся от престола и титул перешёл к его младшему брату – Николаю I.

Многочисленные завоевательные войны, проходившие в период царствования Николая Первого, сильно измотали экономику страны, приведя к социальной напряжённости. Экспансивная политика России ухудшила дипломатические отношения со многими странами Европы, а постоянные войны с Турцией заставили последнюю искать поддержки у Британии и Франции. В результате Россия терпит чувствительное поражение от коалиции трёх империй – Османской, Британской и Французской в Крымской войне 1853 года.

Взошедший на трон в 1855 г. Император Александр Второй делает выводы из произошедшего, проведя масштабные военные реформы, сократив срок службы крестьян с 20 лет до 6-ти. Тем самым он постарался уменьшить напряжённость в среде самого многочисленного сословия России. Ещё через 6 лет Александр II решается сделать то, на что так и не отважился его отец – он отменяет крепостное право.

Коренные изменения, совершаемые Александром Вторым, спровоцировали рост недовольства в среде разных сословий, кроме того, европейские монархии исчезали одна за другой, что служило опасным примером для противников российской монархии. В силу этих причин на императора неоднократно совершались покушения, одно из которых завершилось успехом.

Сын Александра Второго – Александр Третий, понимая шаткость своего положения и осознавая опасность реформ, решает успокоить общество и отказаться от политики изменений. Александру III также удалось снизить градус напряженности и на внешнеполитической арене: за 13 лет правления императора Россия не провела ни одной войны, из-за чего Александр получил репутацию миротворца.

Стараясь достичь социальной стабильности в стране и усилить экономику, император снижает налоги и стимулирует развитие промышленности. Территория государства бескровно прирастает пространствами Средней Азии.

К концу 19 века экономика Российской Империи стала бурно развиваться, во многом благодаря приходу во власть талантливого государственного деятеля Сергея Витте, который с 1892 по 1903 занимал ключевой пост министра финансов. При Витте был введён «золотой стандарт», укрепивший рубль, начался приток зарубежных инвестиций и капиталов, бурно развивалась железнодорожная инфраструктура, способствовавшая наращиванию темпов промышленного роста. Не случайно Витте получил прозвище «дедушки русской индустриализации».

В течение 19 века медное художественное литьё всё также переживает непростые времена. В 19 веке и в более ранние периоды древнерусская иконография постепенно утрачивается в системе координат духовенства Русской Православной Церкви, зачастую происходило замещение древнерусских традиций западными веяниями религиозного искусства. Староверы также внесли свой скорбный вклад в забвение исконно русских основ, проявляя нетерпимость и категоричность к стремительно меняющимся условиям жизни страны. Новые поколения России не могли с симпатией воспринимать холодную замкнутость традиционного общества раскольников, отчего и исконно русское наследие, хранимое ими, воспринималось так же отчуждённо. Историк Ключевский так описал происходящее:

«Раскол уронил авторитет старины, подняв во имя нее мятеж против Церкви и по своей связи с ней против государства»

Несмотря на глубокие противоречия между стремительно развивающимся светским миром, официальной Православной Церковью и старообрядцами, в обществе всё же наблюдалась неосознанная тяга к духовному началу, поэтому религиозные доминанты не могли исчезнуть из мировоззрения даже самых прогрессивных слоёв общества.

Вопреки отчуждению русской интеллигенции 19 века от парадигмы Православия, в народных массах была жива генетическая духовная память о древнерусских образах исконной иконографии, не потерявших своей привлекательности в веках.

Как следствие, в широких массах зародился повышенный интерес к религиозным предметам (крестам, иконам, образкам), изготавливаемым по старым формам в старообрядческой среде. С другой стороны, духовный стержень и самобытность старообрядцев помогли им сохранить уникальные традиционные формы художественного литья, добавив в них смекалку, а также отличное знание меднолитного ремесла.

Запреты на производство медных икон просуществовали в России вплоть до середины 19 века, а в 1842 году и вовсе было принято решение о «повсеместном секвестировании всех металлических крестов и икон, закрытии заводов, занимающихся выделыванием оных». Для того чтобы как-то компенсировать принимаемые жёсткие меры, предлагалось «учредить изготовление в приличном виде крестов и икон мерами правительства и на частных заведениях».

В 1854 году знаменитый старообрядческий центр медного художественного литья – Выговский монастырь был закрыт, но медные мастерские не исчезли, а рассеялись по крестьянским дворам и хуторам, что снизило качество отливаемых предметов. Вместе с тем наследие выговских мастеров не пропало, их традиции быстро подхватили новые «медницы», возникшие недалеко от Москвы в Гуслицах, а также в Рязанской и Владимирской и Нижегородской губерниях.

Лишь во второй половине 19 века старообрядчество перестало ущемляться в гражданских правах, были реабилитированы металлические иконы и кресты, бывшие и так популярными у населения. С этого момента выпуск медной религиозной продукции быстро достиг промышленного масштаба.

Для многих мастеров того времени выговские шедевры оставались недостижимым идеалом, многие пытались их повторить, но получалось это у единиц. К концу 19 века высокий спрос на религиозную металлопластику вернул к жизни интерес к древним изводам и формам изделий, поэтому часть меднолитейных мастерских начала изготавливать медные кресты, иконы и складни «под старину».

В конце 19 века воспрявшую было из небытия русскую художественную металлопластику ждал новый удар: стали появляться бумажные иконы, наклеенные на деревянные доски. Вдобавок в 1890-х годах стали выпускаться недорогие жестяные иконы, отличавшиеся яркостью красок и изяществом.

Несмотря на возросшую конкуренцию со стороны новых технологий изготовления религиозных предметов, металлопластика смогла справиться с вызовами времени и не только не теряла позиции, но и наращивала объёмы литья. Таким образом, древнерусские традиции изготовления металлических икон и крестов сохранились и не потеряли своей востребованности в веках.