Икона «Священномученик Антипа Пергамский» – вершковая икона 19 века, изготовленная из медного сплава в середине-конце 19 века методом литья.
На лицевой стороне плакетки видны следы голубой эмали, почти не сохранившейся.
Изображает епископа Пергама Ассийского, бывшего учеником младшего из апостолов Христа – Иоанна Богослова. Святой Антипа усердно проповедовал Христа в г. Пергаме (ныне руины на территории современной Турции), из-за чего городские жители перестали приносить жертвы идолам, чем языческие жрецы были крайне раздосадованы. Несмотря на угрозы Антипа продолжал проповеди, обращая жителей Пергама в христианство. Приспешники жрецов схватили праведника и бросили в раскалённый котёл в форме быке, который выполнял роль жертвенника. Святого постигла мученическая смерть, но тело его не сгорело. Последователи Антипы погребли мироточащее тело епископа в Пергаме (ок. 68г.). Прославленный в лике святых Антипа стал помощником в болезнях, дарующим исцеление молящимся.
В России священномученик Антипа известен как святой, помогающий при зубной боли. Меднолитные иконы с изображением Антипы были чрезвычайно распространены в 18-19 веке. На многих иконах Антипы расположены буквы «З» и «Ц» (зубной целитель). На данном экземпляре эти буквы отсутствуют, надпись гласит: «СТЫ СЩК АНТI ПЕЙ».
В традиционной русской иконографии, по канонам которой отлит данный образец медной иконы, Антипа изображен с непокрытой головой. Правая рука священномученика сложена в благословляющем жесте, в левой руке – Евангелие. Епископ одет в богослужебное облачение (фелонь), поверх которой возложен епископский омофор с крестами. Волосы святого вьющиеся, борода напротив гладкая и прямая.
Поясное изображение Антипы расположено в нескольких рамках: за жгутиковым валиком следует глазковый узор из окружностей с внутренними кругами, далее – более толстый жгутиковый валик, потом канавка и основная ступенчатая рамка, состоящая из 3-х уступов.
Икона «Священномученик Антипа Пергамский» – очень частый экземпляр (вторая категория редкости). Типовой предмет, отливавшийся на всей территории Российской империи огромными тиражами.
Состояние артефакта нормальное: геометрия плакетки не нарушена, металл покрыт кофейной патиной; сохранность голубой эмали крайне низкая – сохранилось не более 10%; рельеф композиции в нормальном состоянии.