Латунная икона «Борис и Глеб»


  • ЭпохаXIX век
  • Номер в каталоге I-SVT-013
  • Тип Икона
  • Основные образы Мученик князь Борис, Мученик княь Глеб
  • Основной материал Медный сплав
  • Редкость Нечастый коллекционный экземпляр [R6]
  • Состояние Почти идеальное [AU]
  • Государство изготовления Российская империя (1721-1917гг.)
  • Высота, см 12.9
  • Ширина, см 8.7
  • Толщина, см 0.5
  • Вес, г 247

Латунная икона «Борис и Глеб» – двухвершковая меднолитная икона 19 века, изготовленная из латуни.

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (конец 10 – начало 11 века) – первые русские святые, которые были канонизированы как Русской, так и Константинопольской Церквями. Оба брата – младшие и любимые сыновья равноапостольного князя Владимира.

Любопытно, что в крещении оба сына получили другие имена: Борис был наречён Романом, Глеб – Давидом, однако в отечественной истории и в истории Церкви они остались под прежними именами.

Борис был старшим братом, отличавшимся мужество и силой. Он, как и младший брат Глеб, был воспитан в христианской вере.

Ещё при жизни князя Владимира Борис получил в удел Ростов, Глеб – Муром. После кончины отца старший сын – Святополк, правивший в Киеве, решил узурпировать власть. Он задумал избавиться от конкурентов, подослав убийцу, расправившегося с Борисом в шатре, во время походной молитвы. Позднее был убит и Глеб, сознательно избегавший междоусобицы.

Почитание благоверных князей началось вскоре после их кончины, их жития были написаны в 11-12вв. летописцем Нестором. Во время монгольского нашествия в 13 веке святые мощи Бориса и Глеба бесследно исчезли.

Иконография святых благоверных князей-страстотерпцев в виде всадников, очевидно, связана с преданием об их совместной поездке в Константинополь, а вообще иконография этих князей имеет древнюю историю и уходит корнями в домонгольский период.

Фигуры князей изображены верхом на конях, в княжеских доспехах и шлемах и плащах. В руках Глеба пика с небольшим знаменем (прапором), Борис обеими руками сжимает поднятый вверх меч. Оба святых левыми руками придерживают поводья своих лошадей. Под ногами всадников схематичный узор позёма с цветами и деревьями.

В правом верхнем углу композиции – часть небесной сферы, с благословляющей десницей Господа. Всё остальное пространство иконы украшено элементами растительного узора.

Верхняя планка плакетки содержит имена: «С М Глебъ» и «С М Борисъ».

Оглавие описываемой двухвершкой латунной иконы изготовлено в виде большого медальона округлой формы с изображением Ветхозаветной Троицы, представленной в виде трёх Ангелов, восседающих за столом под Мамврийским дубом.

Латунная икона «Борис и Глеб» – нечастый коллекционный экземпляр (шестая категория редкости). Иконы с данной иконографией, с эмалями и без них периодически встречается в известных музейных и частых коллекциях, а также в публичных каталогах.

Состояние экспоната – близко к идеальному: металл яркий, без очагов коррозии и потемнений; плоскость и геометрия плакетки не нарушена; рельеф чёткий и высокий без существенных следов бытования.

Характеристики
Тип Икона
Основные образы Мученик князь Борис, Мученик княь Глеб
Основной материал Медный сплав
Редкость Нечастый коллекционный экземпляр [R6]
Состояние Почти идеальное [AU]
Государство изготовления Российская империя (1721-1917гг.)
Размер и вес
Высота, см 12.9
Ширина, см 8.7
Толщина, см 0.5
Вес, г 247
Дополнительные характеристики
Дополнительные образы Троица Ветхозаветная
Техника изготовления Литьё
Датировка 19 век
Уточнённая датировка Середина 19 века
Иконография 18 век
Регион обнаружения Тюменская область
Мастерская Нет данных

Оставить отзыв

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для написания отзыва

Рекомендуемые статьи

Жанры древнерусской литературы

Жанры древнерусской литературы

Период формирования древнерусской литературы пришёлся на X-XI века. Жанры литературы в Древней Руси, основанной на древнеславянской духовной культуре и фольклор..

Лошадь на Руси

Лошадь на Руси

Конь на Руси – это добрый помощник в домашнем хозяйстве, верный спутник дружинника в военных походах и символ благополучия для дома. В славянских мифах конь сим..