История России. XV век

Арочная иконка-подвеска «Священномученик Власий» hover image

Арочная иконка-подвеска «Священномученик Власий»

Арочная иконка-подвеска «Священномученик Власий» –..

Арочная односторонняя привеска «Никита Бесогон» hover image

Арочная односторонняя привеска «Никита Бесогон»

Арочная односторонняя привеска «Никита Бесогон» – ..

Большая листовидная привеска «Голгофский крест» hover image

Большая листовидная привеска «Голгофский крест»

Большая листовидная привеска «Голгофский крест» – ..

Бронзовая фибула периода Позднего Средневековья hover image

Бронзовая фибула периода Позднего Средневековья

Бронзовая фибула периода Позднего Средневековья – ..

Владимирский нательный крест «Спас Нерукотворный и Николай Чудотворец» hover image

Владимирский нательный крест «Спас Нерукотворный и Николай Чудотворец»

Владимирский нательный крест «Спас Нерукотворный и..

Двухсторонний килевидный нательный крест «Престол Уготованный» hover image

Двухсторонний килевидный нательный крест «Престол Уготованный»

Двухсторонний килевидный нательный крест «Престол ..

Двухсторонний тельник «Распятие Христово и Архангел Михаил» hover image

Двухсторонний тельник «Распятие Христово и Архангел Михаил»

Двухсторонний тельник «Распятие Христово и Арханге..

Двухсторонний тельник «Спас Нерукотворный и Архангел Михаил» hover image

Двухсторонний тельник «Спас Нерукотворный и Архангел Михаил»

Двухсторонний тельник «Спас Нерукотворный и Арханг..

Двухсторонняя иконка-привеска «Ангел и Голгофский крест» hover image

Двухсторонняя иконка-привеска «Ангел и Голгофский крест»

Двухсторонняя иконка-привеска «Ангел и Голгофский ..

Двухсторонняя иконка-привеска «Николай Чудотворец и шестикрылый серафим» hover image

Двухсторонняя иконка-привеска «Николай Чудотворец и шестикрылый серафим»

Двухсторонняя иконка-привеска «Николай Чудотворец ..

Детский прямоконечный нательный крест «С Распятием» hover image

Детский прямоконечный нательный крест «С Распятием»

Детский прямоконечный нательный крест «С Распятием..

Детский средневековый крестик с килевидным окончанием hover image

Детский средневековый крестик с килевидным окончанием

Детский средневековый крестик с килевидным окончан..

Иконка подвеска «Василий Великий Иоанн Златоуст Григорий Богослов» hover image

Иконка подвеска «Василий Великий Иоанн Златоуст Григорий Богослов»

Иконка подвеска «Василий Великий Иоанн Златоуст Гр..

Иконка-подвеска «Никита Бесогон» hover image

Иконка-подвеска «Никита Бесогон»

Иконка-подвеска «Никита Бесогон» – нательный предм..

Килевидный двухсторонний крест с плетёнкой hover image

Килевидный двухсторонний крест с плетёнкой

Килевидный двухсторонний крест с плетёнкой – предм..

Килевидный нательный крест «Зеркальные надписи и Престол Уготованный» hover image

Килевидный нательный крест «Зеркальные надписи и Престол Уготованный»

Килевидный нательный крест «Зеркальные надписи и П..

Килевидный нательный крест «Престол Уготованный» hover image

Килевидный нательный крест «Престол Уготованный»

Килевидный нательный крест «Престол Уготованный» –..

Килевидный нательный крест со Страстями Христовыми hover image

Килевидный нательный крест со Страстями Христовыми

Килевидный нательный крест со Страстями Христовыми..

Килевидный нательный односторонний крест в жёлтой и красной эмалях hover image

Килевидный нательный односторонний крест в жёлтой и красной эмалях

Мужской килевидный нательный односторонний крест в..

Килевидный односторонний нательный крест «Распятие и ангелы» hover image

Килевидный односторонний нательный крест «Распятие и ангелы»

Килевидный односторонний нательный крест «Распятие..

Килевидный односторонний нательный крест с плетёнкой hover image

Килевидный односторонний нательный крест с плетёнкой

Килевидный односторонний нательный крест с плетёнк..

Килевидный тельник «Господь Вседержитель» hover image

Килевидный тельник «Господь Вседержитель»

Килевидный тельник «Господь Вседержитель» – предме..

Килевидный тельник с равноконечным крестом в средокрестии и плетёнкой hover image

Килевидный тельник с равноконечным крестом в средокрестии и плетёнкой

Килевидный тельник с равноконечным крестом в средо..

Килевидный утолщённый старинный тельник для мальчика hover image

Килевидный утолщённый старинный тельник для мальчика

Килевидный утолщённый старинный тельник для мальчи..

Показано с 1 по 24 из 60 (всего страниц: 3)

XV век в истории России является знаменательным – это период становления единого централизованного государства, положившего конец феодальным усобицам между княжествами. Происходило это в условиях жесточайшей борьбы за власть и продолжающихся набегов Золотой Орды.

Василий I (1389-1425), получивший от своего отца, Дмитрия Донского, право княжения на княжества Владимирское и Московское, продолжил собирать земли вокруг Москвы. Даже новое нашествие монголов в 1408 году под руководством Едигея, которое разорило и опустошило города и сёла Московско-Владимирского княжества, не смогло остановить процесс объединения. Гораздо опаснее оказалась действия удельных князей, противившихся упрочению Москвы. После смерти Василия I, который передал великокняжеский престол своему 10-летнему сыну Василию II (1425-1462), а его опекуном назначил своего тестя, великого князя литовского Витовта, началась 30-летняя феодальная война.

Основным противником Василия II был князь Юрий, второй сын Дмитрия Донского, владевший Галицкой и Звенигородскими землями. Юрию, при поддержке северо-западных правителей, дважды удавалось захватить Москву, но удержать её он не смог.

После смерти князя Юрия борьбу продолжили его сыновья: Василий Косой и Дмитрий Шемяка. В вооруженную борьбу были втянуты Новгород, Устюг, Тверь, Вологда. Ситуация обострилась, когда братья начали воевать друг с другом. Пользуясь междоусобицей русских князей, монгольский хан Улу-Мухаммед нанёс поражение Василию II и взял его в плен. Освободить князя Василия удалось за огромный выкуп, что вызвало недовольство населения, которое до этого вставало на защиту своего пленённого правителя. Сумятица в Москве и интриги Дмитрия Шемяки позволили ему с войском войти в Москву, захватить Василия II, ослепить его (отсюда прозвище Василия «Тёмный») и выслать в Углич.

Углич стал центром притяжения сил, недовольных политикой Шемяки, который пытался восстановить порядки времён феодальной раздробленности. Идейную и финансовую поддержку Василию Тёмному оказала церковь во главе с Иовой, наречённым митрополитом всея Руси.

Заключительная битва между войсками Василия II и Дмитрия Шемяки произошла под Галичем в 1450 году – Василий II выиграл сражение. Его противник бежал в Новгород, где вскоре и умер. Феодальная война закончилась, но она замедлила процесс образования централизованного государства и разорила страну. Для укрепления порядка Василий II распорядился выдать землевладельцам жалованные грамоты, по которым разрешалось не отпускать от себя крестьян, или отпускать их в строго определённый день – по календарю это был Юрьев день. Так Россия пошла по пути крепостничества.

Покончив с феодальными уделами, Василий II к концу своего правления увеличил территорию Московского княжества в 30 раз по сравнению с началом предыдущего века. Назначение Ионы митрополитом без санкции константинопольского патриарха означало объявление независимости русской церкви от византийского патриархата.

Соправителем Василия II ещё при его жизни, после ослепления, стал его сын Иван. После смерти отца, в 22 года Иван получил престол, став Иваном III, сумевшим завершить объединение Руси.

Иван Васильевич III (1462-1505) был дальновидным и талантливым руководителем, действовавшим расчётливо и осторожно. Его политика присоединения княжеств сочетала мирные союзы и военные методы. Брачным союзом сестры Ивана III и сына рязанского князя было положено начало объединению с Москвой Рязанского княжества. Мирным способом были присоединены Псков, Ярославское княжество, Пермь, Ростовское княжество.

Иным путём были присоединены другие земли. Военные походы Ивана III на Казань привели к капитуляции хана Ибрагима, который обещал не грабить русские земли и русских купцов, не вступать в союз с противниками Руси – после клятвы на коране Ибрагим был оставлен на казанском троне.

Семь лет длилось противостояние Москвы и Новгорода, бояре которого во главе с посадницей Марфой Борецкой предпочли стать вассалами Литвы, в то время как рядовые новгородцы стремились к союзу с Москвой. После двух военных походов, возглавляемых Иваном III, в 1478 году мятежный и непокорный Новгород был присоединён к Московскому княжеству.

Бояре Твери, к которой Иван III подошёл с большим войском, предпочли принести присягу Ивану III; к союзу княжеств присоединилась Вятка. Многие князья западных земель также присягнули московскому князю. После военного столкновения с Литвой к Москве отошли 19 городов и 70 волостей. По поводу Смоленска, Киева, Полоцка и других южных и западных городов, входивших в состав Литовского княжества, Иван III заявил, что считает эти города своими вотчинами.

Вопрос о прекращении зависимости от Золотой Орды был окончательно решён Иваном III в 1480 году, когда войско ордынского хана Ахмеда совершило набег на русские земли. Великий князь в этой ситуации проявил себя как умелый дипломат: он привлёк на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, который провёл успешную операцию против войск польско-литовского короля Казимира IV, союзника хана Ахмада. Хан Ахмад, лишившись союзника, после долгого стояния на реке Угре не решился напасть на русское войско и отступил в Золотую Орду. В начале XVI века Золотая Орда прекратила своё существование.

Объединение Северо-Западных и Северо-Восточных земель вокруг Москвы было завершено. Иван III получил титул «Государь всея Руси».

В 1472 году Иван III женился на византийской принцессе Софье Палеолог, носительнице византийских традиций. Он ввёл придворные церемонии, существовавшие в Византии, стал именовать себя царём, подчёркивая византийские традиции божественного происхождения царской власти. Гербом государства, которое стало именоваться Россией, стал двуглавый орёл.

Во главе централизованного государства стоял государь; ему помогала Боярская дума – совещательный орган. Земельными вопросами занимался Дворец, финансовыми – Казна. Право стало регулироваться Судебником Ивана III (1497), ставшим общерусским законодательным кодексом.

Московское государство стало известно в Европе и за её пределами: дипломатические отношения были установлены с Германией, Венгрией, Венецией, Данией и Османской империей. Москва стала именовать себя «Третий Рим».

Прекращение феодальных усобиц способствовало развитию культуры и ремёсел России. В Москве был возведен Кремль из красного кирпича, окружённый кирпичными стенами с 18 башнями; были построены каменные Успенский и Благовещенский соборы. Каменное строительство развивалось в Твери, Суздале и Владимире.

Развитие ремесла пошло по пути специализации: из кузнечного дела выделилось слесарное; оружейники разделились на лучников, копейщиков, пищальников; в литейном деле выделилось производство колоколов, развивалось литьё медных орудий; была возобновлена чеканка монет.

В 15 веке меднолитное ремесло в части предметов личного благочестия ещё не восстановилось после монгольского нашествия, деятельность медниц в крупных городах Руси постепенно возвращается к старым доордынским формам: растёт популярность ставшего позднее апокрифичным святого Никиты Бесогона, остаются в ходу традиционные сюжеты и святые (Николай Чудотворец).

Литые иконки-привески, кресты и небольшие вершковые иконы пользуются спросом, однако дальнейшего развития художественных форм в 15 веке ещё не наблюдается.

В этот период лидирующие позиции в медном литье занимает Новгород, в меньшей степени, чем другие древнерусские города пострадавший от Орды.

Становление новгородской школы в 14-15вв. ознаменовалось укрупнением деталей композиции медной пластики при сохранении относительно небольших размеров икон. Фигуры на новгородских образцах медной пластики того периода укорачиваются, форма плакеток остаётся квадратной и прямоугольной при доминировании односторонних предметов; встречаются и арочные иконы, но значительно реже.

После присоединения Новгорода Иваном III литейное дело к концу 15 века входит в период застоя. Новгород перестаёт быть главным центром меднолитной религиозной пластики, новгородские мастера и медницы рассредоточиваются по вновь объединённой Руси, переезжаю в более густонаселённые регионы, где возникает дефицит и повышенный спрос на кресты и иконы. Параллельно, вслед за потребностями населения, меднолитное ремесло возрождается в центральных, восточных и южных городских центрах.