В 16 веке территория Московского царства достигает невиданных доселе размеров, чему способствовало 28-летнее правление Василия III, отца легендарного Ивана Грозного, который вошёл в историю как собиратель русских земель. Князь владимирский и московский Василий планомерно завоёвывал и присоединял земли, ранее находившиеся в составе Киевской Руси – Калуга, Рязань, Псков. Правда часть этих земель уже была под властью Великого княжества Литовского, что не помешало Василию в ходе войны завладеть и Смоленском, принадлежавшим литовцам.
Трижды на протяжении своего правления Василий Третий пытался захватить Казань и Казанское ханство, но безуспешно. На дипломатическом поприще русский князь старался добиться хороших отношений с крепнущей год от года Османской Империей и переживающей не лучшие времена Священной Римской Империей.
В конце 1533 года Василий Третий умирает, а право наследования власти должно перейти к старшему сыну князя – Ивану IV, прозванному впоследствии Грозным, однако на момент смерти отца тому всего 3 года. Лишь спустя 14 лет, в 1547 году, Иван IV венчается на царство как великий князь московский и царь всея Руси.
Иван IV был чрезвычайно деятельным правителем, который за годы своего долгого 37-летнего царствования успел провести большое количество преобразований, среди них: военная и налоговая реформы, реформа земли, реформа государственного управления, церковная реформа.
В период правления царя Ивана IV территория русского государства продолжала стремительно увеличиваться – было захвачено неподатливое Казанское ханство, Астраханское царство, началась активная колонизация и освоение земель Урала и Западной Сибири. Этим успехам во многом способствовали знаменитые походы Ермака и его казаков (1581-1585гг.).
Уже после смерти Грозного в начале 1589 года при царе Фёдоре Иоанновиче впервые в истории Руси был основан институт патриаршества. Это важнейшая веха в истории нашего государства, ведь именно с этого момента Русская Православная Церковь обрела самостоятельность. К этому времени Османская Империя покорила некогда великую Византию, долгое время являвшуюся образцом государства и старшей православной сестрой Руси. Второй Рим (Константинополь) пал, но ему на смену пришёл Третий Рим – Москва и русское государство, которое вплоть до наших дней смогло сохранить статус крупнейшей в мире православной державы.
Конец 16 века – период правления Фёдора Иоанновича (с 1584 по 1598 год) – снова ознаменовался чередой военных побед. В частности, была выиграна война со Швецией (1590-1595), было нанесено поражение Крымскому ханству (1591), окончательное поражение потерпело Сибирское ханство (1586-1598). Рост территории требовал появления новых поселений, так в конце 16 века были основаны многие крупные города современной России: Самара, Саратов, Воронеж, Белгород, Тюмень и другие.
16 век вошел в историю России как период государственных преобразований и стремительного расширения границ страны. 1600 год Русское царство встретило на пространстве от Омска (Западная Сибирь) на востоке до Пскова на западе, от Белого моря на севере до реки Терек (Северный Кавказ) на юге.
До первой третий 16 века в художественном медном литье Руси в основном использовались «наработки» второй половины 15 века и предыдущие, более традиционные формы медного литья. С середины 16 века начался процесс унификации иконографии. В 1551 году состоялся Стоглавый собор, на котором вводились единые правила богослужений и, по сути, была утверждена своего рода церковная цензура. Таким образом, унификация иконной живописи оказала прямое влияние и на медную религиозную пластику – медное литьё стало старательно повторять живописные формы. Такое следование стандартам было не в новинку, например, киевская школа медного литья 11-13 веков развивалась по тому же принципу.
Вместе с тем появляются новые сюжеты и герои православного меднолита: ажурные изображения святого Николая Можайского, первых русских святых князей Бориса и Глеба, воина Георгия и других.
Благодаря расширению территорий и росту населения Русского государства в 16 века возрос спрос и на металлопластику, поэтому именно в этот период появилось много разновидностей одних и тех же иконографических схем, соответствующих, тем не менее, принятым унифицированным нормами.
Спецификой медного литья 16 века стало стремление достичь ажурности и изящности в деталях, свойственное художественной резьбе по дереву и кости. Русские литейщики того времени старались воспроизводить лучшие образцы искусных мастеров-резчиков Москвы. Ирония состоит в том, что костяные и деревянные религиозные шедевры, вдохновлявшие средневековых медных мастеров, в силу своей хрупкости до наших дней не дошли.