История России. XVII век

Ажурный нательный крест с волютами hover image

Ажурный нательный крест с волютами

Ажурный нательный крест с волютами – предмет лично..

Большая пуговица-гирька с окружностями hover image

Большая пуговица-гирька с окружностями

Большая пуговица-гирька с окружностями – аксессуар..

Височное кольцо «Куриные лапки» hover image

Височное кольцо «Куриные лапки»

Височное кольцо «Куриные лапки» – женское украшени..

Гладкий нательный крест эпохи Новое Время hover image

Гладкий нательный крест эпохи Новое Время

Гладкий нательный крест эпохи Новое Время – натель..

Двухсторонний тельник «С медальонами-ромбами» hover image

Двухсторонний тельник «С медальонами-ромбами»

Двухсторонний тельник «С медальонами-ромбами» – пр..

Детский дораскольный серебряный тельник hover image

Детский дораскольный серебряный тельник

Детский дораскольный серебряный тельник – старинно..

Детский старинный перстень «Лютый зверь» hover image

Детский старинный перстень «Лютый зверь»

Детский старинный перстень «Лютый зверь» – украшен..

Допетровский перстень-печатка с буквами hover image

Допетровский перстень-печатка с буквами

Допетровский перстень-печатка с буквами – украшени..

Зонтичная пуговица-гирька «С четырьмя лепестками» hover image

Зонтичная пуговица-гирька «С четырьмя лепестками»

Зонтичная пуговица-гирька «С четырьмя лепестками» ..

Крест нательный «С прямоугольным узором» с остатками эмали hover image

Крест нательный «С прямоугольным узором» с остатками эмали

Крест нательный «С прямоугольным узором» с остатка..

Крестовключённая монетовидная двухсторонняя привеска «Святая Екатерина» hover image

Крестовключённая монетовидная двухсторонняя привеска «Святая Екатерина»

Крестовключённая монетовидная двухсторонняя привес..

Крестовключённая монетовидная оловянная привеска hover image

Крестовключённая монетовидная оловянная привеска

Крестовключённая монетовидная оловянная привеска –..

Крупная пуговица-гирька «С тремя эмалями» hover image

Крупная пуговица-гирька «С тремя эмалями»

Крупная пуговица-гирька «С тремя эмалями» – аксесс..

Крупная пуговица-гирька «С четырёхконечной звездой» hover image

Крупная пуговица-гирька «С четырёхконечной звездой»

Крупная пуговица-гирька «С четырёхконечной звездой..

Латунный перстень «С тремя глазками и растительными мотивами» hover image

Латунный перстень «С тремя глазками и растительными мотивами»

Латунный перстень «С тремя глазками и растительным..

Листовидная привеска «Никита Бесогон и Голгофский Крест» hover image

Листовидная привеска «Никита Бесогон и Голгофский Крест»

Листовидная привеска «Никита Бесогон и Голгофский ..

Массивный старинный перстень с псевдогеральдикой «Щит-сердце» hover image

Массивный старинный перстень с псевдогеральдикой «Щит-сердце»

Массивный старинный перстень с псевдогеральдикой «..

Массивный старинный перстень с четырёхконечной звездой и косым крестом hover image

Массивный старинный перстень с четырёхконечной звездой и косым крестом

Массивный старинный перстень с четырёхконечной зве..

Медный нательный крестик с Голгофским крестом hover image

Медный нательный крестик с Голгофским крестом

Медный нательный крестик с Голгофским крестом – эк..

Медный нательный крестик с цатой и серебряной пломбой hover image

Медный нательный крестик с цатой и серебряной пломбой

Медный нательный крестик с цатой и серебряной плом..

Медный перстень «Засеянное поле» hover image

Медный перстень «Засеянное поле»

Медный перстень «Засеянное поле» – украшение начал..

Мужской нательный крест с цатой hover image

Мужской нательный крест с цатой

Мужской нательный крест с цатой – религиозные пред..

Мужской тельник с венцом из бутонов hover image

Мужской тельник с венцом из бутонов

Мужской тельник с венцом из бутонов – предмет личн..

Нательный крест «Брусковый прямоконечный» hover image

Нательный крест «Брусковый прямоконечный»

Нательный крест «Брусковый прямоконечный» – артефа..

Показано с 1 по 24 из 55 (всего страниц: 3)

Природные бедствия, народные волнения, польско-шведско-литовская военная интервенция, частая сменяемость власти и появление самозванных претендентов на трон, смута, избрание на царство представителя новой правящей династии, реформы и новые бунты – всё это Россия XVII столетия, не раз подходившая к краю своей гибели. Какая сила помогла России выстоять, и какой урок преподнесла история для последующих поколений?

Начало XVII века

В XVII век страна вошла с новым царём – Борисом Годуновым (1552-1605), который в 1598 году был избран на царство Земским собором. У Годунова были большие планы по восстановлению могущества страны, пострадавшей во время опричнины Ивана Грозного и Ливонской войны 1558-1583 годов, но править ему пришлось в сложной обстановке постоянных дворцовых интриг – не все знатные семьи были согласны с возведением Годунова на трон. Дополнительный удар по благополучию страны был нанесён стихией: небывалые ранние холода привели к трём неурожайным годам, следовавших один за другим в 1601-1603 годах. Страшный массовый голод опустошил деревни, в городах не развивались ремёсла и торговля, не пополнялась казна. Раздача зерна из царских хранилищ не решила проблему; повышение налогов вызвало недовольство народных масс. Спасаясь от голода, люди бежали на юг страны, где начала формироваться вольница – грозная сила, готовая пойти на столицу.

Неспокойно было и на границах страны: на северо-западных территориях, потерянных в результате Ливонской войны, укрепили свои позиции шведы; на юге не прекращались набеги крымских татар; на западе Речь Посполитая в союзе со Швецией и при поддержке католической церкви готова была двинуться на русские земли.

Неясные обстоятельства гибели в 1591 году в Угличе малолетнего царевича Дмитрия, незаконного сына Ивана Грозного, усугубили ситуацию: в гибели Дмитрия стали винить Бориса Годунова. В 1602 году в Литве появился человек, который назвал себя выжившим царевичем Дмитрием. Это был Григорий Отрепьев, беглый монах кремлёвского Чудова монастыря, ставший удобной фигурой в руках польско-литовских магнатов, папы римского и политических противников Годунова. В историю он вошёл под именем Лжедмитрия I.

В 1605 году Борис Годунов внезапно умер, его жена и сын Фёдор, унаследовавший трон, были вывезены из Москвы и тайно убиты. События вышли из-под контроля властей.

Великая Смута

Период с 1598 по 1613 годы, характеризующийся крайней неустойчивостью ситуации в стране, грозящей закончиться гибелью русского государства, получил название «Великая Смута». Кризис охватил все стороны жизни страны, события развивались стремительно и привели все слои населения к политической дезориентации. О нестабильности в стране свидетельствует такой факт: с 1605 по 1612 год на Руси пять раз менялись верховные правители (царь Фёдор Борисович, Лжедмитрий I, царь Василий IV Шуйский, Лжедмитрий II, польский королевич Владислав).

Политический кризис. Верховные бояре, стремившиеся к власти, своим ставленником сделали Лжедмитрия I, предав этим национальные интересы России. Лжедмитрий, талантливый авантюрист, обеспечил себе поддержку со стороны народных масс, обещая заботиться о народе и царствовать «по справедливости». Военную и финансовую помощь самозванцу оказывали польский король Сигизмунд III и католическая церковь, которая была на шаг от достижения своей заветной цели – введению на Руси католичества. В июне 1605 года Лжедмитрий вместе с польскими отрядами вошёл в Москву и был венчан на царство под именем царя Юрия.

Надежды русского народа на «доброго» царя не оправдались, Лжедмитрий быстро забыл о своих обещаниях. Политикой Лжедмитрия были недовольны и бояре: русские земли раздавались польским шляхтичам (дворянству), бояре теряли своё могущество. Раздражение населения вызвало пренебрежительное отношение Лжедмитрия к православным обычаям: он редко посещал церковь, перед обедом не молился, нарушал пост. Его венчание с католичкой, высокомерной полячкой Мариной Мнишек, и бесчинства поляков, презрительно относившихся к местным жителям, привели к бунту в Москве. В мае 1606 года восставшие горожане перебили более тысячи поляков, прибывших вместе с Мариной Мнишек и её отцом на свадьбу Марины и Лжедмитрия; Лжедмитрий был убит. Организацией бунта руководили бояре во главе с Василием Шуйским.

Выборы нового царя не проводились: имя царя «прокричали» на Красной площади. Царем стал Василий IV Шуйский, но самовластно править страной ему не удалось: в стране появился Лжедмитрий II, точную личность которого не удалось установить. Пользуясь теми же методами, что и его предшественник – указывая на своё якобы царское происхождение и обещая править «по справедливости» – Лжедмитрий II собрал значительные силы из недовольных масс. В его войско, помимо польско-литовских отрядов, входили крестьяне, холопы, стрельцы и казаки. Местом своего расположения Лжедмитрий избрал подмосковное Тушино. В стране образовалось два центра правления – каждый со своим царём, своей боярской думой, своим патриархом и собственными войсками. В 1610 году Василий Шуйский был свергнут рвавшимися к власти боярами, которые установили правление семи знатных бояр – «семибоярщину» во главе с Ф.И. Мстиславским. Лжедмитрий II больше не был нужен и был убит. Заботясь о своих личных интересах, бояре открыли путь к русскому трону иностранцам: 27 августа 1610 года Москва присягнула польскому королевичу малолетнему Владиславу; польские войска вошли в Кремль. Польско-литовские интервенты начали хозяйничать в стране.

Социальный кризис. Чехарда правителей на русском троне и их политика, далёкая от нужд народных масс, привела к социальному взрыву. В 1606-1607 годах значительную часть российской территории охватила крестьянская война под руководством Ивана Болотникова, объединившая крестьян разных национальностей. Жестокое подавление крестьянского сопротивления не привело к спокойствию. Не прекращались выступления горожан, активно выступавших против засилья «ляхов» (поляков), не почитавших русских традиций.

Неспокойно было по всей Руси: пользуясь неразберихой, десятки самозванцев бродили по стране, называя себя царевичами: «царевич Август» «царевич Брошка», «царевич Федька» и многие другие «царевичи». Они собирали вооружённые отряды, занимались грабежами и разбоями, терроризируя население. Тысячи крестьян из разорённых сёл и деревень ушли в леса: согласно польским отчётам, вооруженные отряды крестьян, называемые «шишами» (от польского слова, означающего «домовой») нападали на поляков, мешая им заготавливать продовольствие и фураж. Наиболее активными были партизанские отряды шишей в центральных и северных районах страны; численность некоторых отрядов достигала 3000 человек.

К 1611 году от былого московского государства осталась его малая часть, разорённая и страдающая.

Как был положен конец «великой смуте»

Объединяющими силами на Руси стали православная вера и народное сопротивление. Народ поднялся по призыву патриарха Гермогена к защите веры и к борьбе против иноземного господства: повсюду начали создаваться отряды народного ополчения. Во главе отрядов встали патриотически настроенные люди из разных слоёв населения: воевода Михаил Скопин-Шуйский, келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын, дворянин Прокопий Ляпунов, земской староста купец Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский и многие другие. Цель народного ополчения – изгнать польско-литовских оккупантов. На пути к Москве к ополчению присоединялись новые отряды. В октябре 1612 года был взят Китай-город в Москве; 22 октября (4 ноября) русское народное ополчение торжественно вошло в Кремль. Эта дата стала Днём народного единства. Победа стала возможной только после объединения страны. Со смутой было покончено.

В 1613 году на Земском соборе царём был избран 16-летний Михаил Фёдорович Романов; 11 июля в Москве состоялось его торжественное венчание на царство. Самодержавие было восстановлено, началось 300-летнее правление династии Романовых.

Государство при первых Романовых

Российское государство после смуты – это расстроенная система управления, разрушенные сёла и города, незасеянные поля, отсутствие налаженной торговли. Не удалось вернуть Смоленск и Чернигово-Северскую землю, занятые поляками; в Новгороде до 1617 года хозяйничали шведы; на южных границах продолжались набеги крымских татар. Но к концу XVII века Россия вновь стала сильной. Как первые правители из династии Романовых – Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович – восстанавливали страну?

Укрепление политической системы

Тихий и неяркий Михаил Фёдорович (1596-1645) действовал терпеливо и осторожно. Система управления, социальный строй и культура в эпоху его правления не претерпели значительных изменений; духовное возвышение народа, спасшее страну, не было отражено в юридических документах. Власть царя была усилена: это проявилось в добавлении к царскому титулу слова «самодержец». С 1655 года в титуле великих государей появилось слово «Росия»: царь Алексей Михайлович (1629-1676) велел именовать себя «Всея Великия и Малая и Белая Росии самодержец». Россией государство стало именоваться при Петре I.

Первые Романовы правили, опираясь на поддержку Земского собора, который работал почти беспрерывно. На практику царей советоваться со своими подданными распространилось значение русской «соборности», первоначально относившееся только к церкви. Советовался царь и с Боярской думой, где главенствующее положение заняли бояре, помогавшие Михаилу в избрании на царство: Романов, Черкасский, Шеин, Лыков. Увеличилось число управляющих приказов, которыми руководили преданные царю люди.

После возвращения из польского плена Филарета, отца Михаила, восстановила свое влияние церковь. Патриарший двор был устроен по образцу царского; церковь была наделена судебными и административными полномочиями.

Царь Алексей Михайлович, прозванный «Тишайшим» из-за своего уравновешенного характера, пытался соблюсти баланс между реформами, потребность в которых он понимал, и соблюдением старых устоев. Одним из главных достижений его правления было принятие «Соборного Уложения» (1649 год), которое в течение нескольких десятилетий являлось полным сводом законов, регулирующим правовую жизнь в государстве.

Постоянные внешние угрозы требовали модернизации армии. При Михаиле Романове началось формирование полков «иноземного строя» по образцу европейских армий с построением линиями и массированным применением огнестрельного оружия. С помощью голландцев начали строить первый в России военный корабль: двухпалубник «Орёл».

Экономическое возрождение

Экономическую разруху удалось преодолеть к середине XVII века. Страна раздвигала свои границы: русские землепроходцы Дежнёв и Поярков дошли до берегов Тихого океана; в Сибири возводились новые города. По «Вечному миру» 1686 года, подписанному с Речью Посполитой, в территорию России были включены Киев, Чернигов, Смоленск и Запорожье.

В России появились первые мануфактуры (предприятия, основанные на применении ручного труда): железоделательные и медеплавильные заводы, печатные дворы. Иностранцам было дозволено открывать свои предприятия: англичане основали канатный двор; голландцы – семь заводов, выпускающих сотни пушек в год. Освоили иностранцы производство поташа и выпуск дорогих парчовых тканей. Всего было построено 20 мануфактур, среди которых были Монетный и Печатный дворы и Оружейная палата.

Возродилась торговля: на рынках появились крестьяне, торговавшие излишками своего хозяйства и изделиями местных промыслов. Например, Вологда славилась деревянными поделками, Астрахань поставляла икру и солёную рыбу, Казань – сало и кожу. Европейские купцы скупали в России пушнину, кожу, льняные ткани, изделия из железа и дерева, сало, поташ. На российских рынках вновь появились «заморские» товары: фарфор, шёлк и чай из Китая; сабли, хлопчатобумажные ткани и пряности с Востока; цветные металлы, краски, изделия из стекла, бумага и вина из Европы. С помощью таможенных пошлин, введённых Алексеем Михайловичем, пополнялась казна.

Для развития страны нужны были грамотные специалисты: в 1687 году в Москве было основано первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия.

Церковная реформа

В 1654 году московский патриарх Никон, намереваясь покончить с распространением местных церковных правил и обрядов и желая восстановить единообразие церковной службы по образцу греческих правил, объявил о церковной реформе. Реформа касалась не православного вероучения, а правил богослужения: в церковном песнопении вводилось единоголосие; вместо двуперстного крестного знамения, которое было предано проклятию, было введено троеперстие; земные поклоны были заменены поясными; славословие «Аллилуйя» надлежало произносить не дважды, а трижды; движение вокруг аналоя в церкви полагалось совершать против хода солнца. Осуждалось применение западноевропейских приёмов в живописи; богослужебные книги, содержащие расхождения с реформой, следовало уничтожить сжиганием.

Реформа расколола верующих на никонианцев, поддержавших Никона, и старообрядцев, старавшихся сохранить старые обряды – их возглавил протопоп Аввакум. Церковный раскол привёл к расколу общественному и имел далеко идущие последствия.

Движение народных масс

Опорой царской власти были крупные светские и духовные землевладельцы, которым передавались огромные угодья и города. Политика правящей верхушки была направлена на дальнейшее закрепощение крестьян и усиление налогового гнёта для горожан – источник пополнения казны. Но народ после смуты стал другим: люди видели непрочность власти правителей и осознали силу своего объединения. Налог на соль при «тишайшем» Алексее Михайловиче привел к бунтам в городах в1648 году; нехватка хлеба, который отправляли в Швецию согласно условиям мирного договора, привела к восстаниям в Пскове и Новгороде в 1650 году; обесценивание денег – к «медному бунту» в 1662 году. Городские волнения были продолжены крестьянскими бунтами, превратившимися в общенациональное крестьянское движение 1670-1671 годов под предводительством Степана Разина.

Народные движения подталкивали власти к усилению централизации правления.

Преобразования XVII века подготовили почву для дальнейшего развития страны.