Крупная пуговица-гирька «С тремя эмалями»


  • ЭпохаXVII век
  • Номер в каталоге A-PUG-003
  • Тип Аксессуар
  • Основные образы Точки
  • Основной материал Медный сплав
  • Редкость Очень частый экземпляр [R2]
  • Состояние Очень хорошее [VF]
  • Государство изготовления Русское царство (1478-1721гг.)
  • Высота, см 1.3
  • Ширина, см 1.1
  • Толщина, см 0.9
  • Вес, г 2

Крупная пуговица-гирька «С тремя эмалями» – аксессуар одежды 17 века, изготовленный из медного сплава и декорированный трёхцветной эмалью.

Данная пуговица, очевидно, являлась весьма распространённым типом пуговиц, использовавшихся при изготовлении праздничных кафтанов горожан допетровских времён.

Рассматриваемый экземпляр пуговицы-гирьки представляет собой приплюснутую сферу, лицевая сторона которой разделена на 6 одинаковых секторов («долек»), украшенных попеременно белой и голубой эмалями. В центре каждой «дольки», являющейся равнобедренным треугольником с закруглёнными краями, располагаются три симметричных точки-«глазка». На лицевом полюсе пуговицы-гирьки, где сходятся вершинами все 6 секторов, размещён сектор-окружность, залитый жёлтой эмалью с одним «глазком» в центре.

Тыльная полусфера аксессуара узоров и эмалей не имеет.

Помимо основной функции – фиксировать края одежды – пуговица испокон веков выполняла функцию оберега. Магическая «специализация» пуговицы-гирьки характеризуется размером, формой, цветом и орнаментом, нанесённым на изделие.

Вместе с утилитарной (аксессуарной) и обережной (магической) функциями пуговица-гирька также могла являться украшением: при её изготовлении нередко использовались дорогие металлы и камни, применялись разнообразные ювелирные техники (скань, эмалировка, чернение, золочение и т. д.). Некоторые образцы таких пуговиц являются настоящим произведением искусства, дошедшими до наших дней в единичных экземплярах.

Немаловажной функцией пуговицы гирьки была её информативность: этот древний аксессуар мог много рассказать о своём владельце – его социальном и сословном статусе, уровне достатка, принадлежности к тому или иному роду и др.

Основную свою функцию пуговица-гирька выполняла ровно так же, как это делает современная пуговица: аксессуар пришивался за ушко к одному краю одежды и продевался головкой (гирькой) в петлицу или петлеобразную тесьму на другом краю. Единственным отличием является лишь то, что надёжность такой застёжки обеспечивалась не только размером и плотностью прилегания пуговицы, но и её весом. По своему прямому назначению пуговицы-гирьки до сих пор используются в церковных облачениях.

Крупная пуговица-гирька «С тремя эмалями» – очень частый экземпляр (вторая категория редкости). Часто встречается в каталогах и коллекциях.

Состояние предмета очень хорошее: тело пуговицы не деформировано; ушко крепкое; металл покрыт слоем красно-коричневой патины; поверхность имеет потёртости и небольшие сколы эмали, при этом сохранность эмалей более 90%.

Характеристики
Тип Аксессуар
Основные образы Точки
Основной материал Медный сплав
Редкость Очень частый экземпляр [R2]
Состояние Очень хорошее [VF]
Государство изготовления Русское царство (1478-1721гг.)
Размер и вес
Высота, см 1.3
Ширина, см 1.1
Толщина, см 0.9
Вес, г 2
Дополнительные характеристики
Альтернативные названия Пуговица кафтанная
Дополнительные материалы Эмаль
Количество эмалей 3
Цвета эмалей Белый, Голубой, Жёлтый
Техника изготовления Литьё, Ковка, Эмалировка
Датировка 17 век
Уточнённая датировка Середина 17 века
Регион обнаружения Рязанская область
Мастерская Нет данных

Оставить отзыв

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для написания отзыва

Рекомендуемые статьи

Древнерусская одежда: горожане и сельские жители

Древнерусская одежда: горожане и сельские жители

Историки никогда не испытывали особых проблем с реконструкцией костюма горожанина Средневековой Руси: этому способствовал многочисленный археологический материа..

Древнерусская одежда: княжеский костюм

Древнерусская одежда: княжеский костюм

Проанализировав изображения, обнаруженные на древнерусских фресках и миниатюрах, учёные методом наложения археологических находок на силуэты с найденных изображ..

Обувь на Руси: c X по XX век

Обувь на Руси: c X по XX век

У каждого народа есть своя традиционная обувь, которая является важным элементом костюма. Её облик и технологии изготовления передавались от отцов к детям. Так,..

Художественная эмаль: возникновение, развитие, техники

Художественная эмаль: возникновение, развитие, техники

Сегодня считается, что искусство художественных эмалей возникло более трёх тысяч лет назад. Самые древние изделия (XV-XIV вв. до н. э.), у которых на поверхност..

Древнерусская вышивка: виды и символическое значение её мотивов

Древнерусская вышивка: виды и символическое значение её мотивов

С вышивкой знакомы все: украшение готовых изделий из ткани узорами или орнаментами с помощью иглы и нитей существует тысячи лет. В тонкой и кропотливой работе м..

Традиции русского гостеприимства

Традиции русского гостеприимства

Слово «гость» появилось во времена далёкой древности: из индоевропейских языков «ghostis», означавшее «чужак, чужеземец» и относившееся к незнакомцу, пришедшему..

Женщины на Руси

Женщины на Руси

Какой была жизнь древнерусских женщин: были ли женщины бесправными и забитыми или, напротив, они обладали определёнными правами и имели защиту в лице семьи, цер..