Екатерининский серебряный крест с остатками позолоты – предмет личного благочестия середины 18 – конца 18 века, отлитый из серебра (на изделии также сохранились остатки позолоты). Образец относится к «мужскому» типу крестов, отличающемуся прямыми линиями и острыми углами.
Четырёхконечный основной крест с удлинённой нижней лопастью украшен 8 кринами (ростками) по всему периметру. Использование такого художественного приёма порождает витиеватость и сложность формы обычного креста. Такой вид креста получил название «процветший». В более широком смысле «процветший крест» - это форма креста, декорированная стилизованными ростками, имитирующими ветви, лозы и цветы, бутоны или почки.
4 крина (в форме волют) образуют лучистый венец, они расположены под углом 45 градусов к средокрестию. По одному крину украшают левую, правую лопасти, нижнюю и верхнюю оконечности изделия.
В основную плоскость изделия вписан восьмиконечный крест, с тонкими рельефными орудиями Крестных Страстей Христовых (копиём и тростью).
В окончаниях креста с лицевой стороны располагаются массивные монограммы под титлами:
- ЦРЬ СВЫ (Царь Славы) – верхний конец
- IC XC (Иисус Христос) – боковые концы
- МЛ – Место (Место Лобное (Рай Бысть)) – нижнее основание, под горой Голгофой. Надпись в нижнем медальоне означает, что Крест, на котором Спаситель мира принес Искупительную жертву, открыл врата рая, затворившиеся после грехопадения Адама.
Оборотная сторона экспоната украшена геометрическими узорами и неразличимыми надписями. Оборотная сторона сохранила остатки позолоты. Изделие не имеет клейм пробирного мастера и мастера-изготовителя.
Ушко тельника выполнено в виде толстого продолговатого кольца (существенно истончённого сверху вследствие бытования) и находится под прямым углом к основной плоскости изделия.
Екатерининский серебряный крест с остатками позолоты имеет 7-ю категорию редкости (редкий коллекционный экземпляр), такого рода кресты периодически встречаются в больших частных и музейных собраниях, аналоги описаны в специализированной справочной литературе. Очевидно, что в данной иконографии предмет выпускался ограниченным тиражом.
Состояние артефакта очень хорошее: геометрия креста не нарушена, рельеф в отличном состоянии; металл яркий с почернением в углублениях рельефа; позолота практически утрачена – некоторые участки сохранились на тыльной стороне; ушко целое, но сильно истончено сверху.