Икона «Богоматерь Смоленская» с цатой – вершковая икона 18 века, изготовленная из медного сплава техникой литья.
Родина Смоленской иконы Богоматери – Греция. При каких обстоятельствах сей образ попал на территорию Руси – доподлинно неизвестно. Согласно единственному письменному источнику, византийская принцесса – царевна Анна взяла с собой эту икону в дорогу, собираясь замуж за русского князя Всеволода Ярославовича (ок. 1046г.). На Руси данный образ стал родовой святыней русских князей и символом духовной и династийной связи Руси и Византии.
В медном религиозном искусстве образ Смоленской Богоматери – второй по популярности, после Казанского. Известно большое количество изводов этого образа.
На данном образце и Богородица и Младенец Иисус имеют на шее цаты. Цата (лат. centus) – серповидная фигура в форме полумесяца, нередко с фигурными узорчатыми краями. В контексте медного религиозного литья цатой называется литой элемент, располагающийся на перекрестии креста, либо на шее иконного лика в виде массивного украшения.
Смоленская икона Божьей Матери относится к иконографическому типу Богородицы Одигитрии (Путеводительницы). Жестом правой руки Богородица указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке Матери. В руке Христа свиток – Закон.
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф. 5:17-18)
Христос, будучи Главой христианской Церкви, является и её законодателем. Жестом правой руки Он благословляет всех христиан, идущих тернистым путём покаяния и самосовершенствования.
Слева от головы Богоматери видны крупные буквы МР и ФY под титлами, обозначающие греческий вариант написания «Матерь Бога» – MHTHP ФEOY (Митир Фиу).
Композиция иконы обведена широкой рамкой в виде «окна», сам образ Богоматери с Младенцем окаймлён тонким жгутиковым валиком.
Оборотная сторона иконы имеет следы клея и красных нитей: в 19-20 веках это был один из способов крепления икон к ткани, обтягивающей самодельный ящик-рамку, заменяющему киот или ставротеку.
Икона «Богоматерь Смоленская» с цатой – редкий коллекционный экземпляр медной иконы 18 века (седьмая категория редкости).
Состояние артефакта удовлетворительное: плоскость и геометрия плакетки не нарушены; металл яркий с фрагментарной патиной; рельеф сильно истёрт вследствие бытования, на лицевой стороне наблюдаются мелкие выбоины; оборотная сторона имеет следы клея и нитей (следы бытования).