Вершковая икона «Богоматерь Смоленская» – односторонняя икона 18 века, изготовленная из медного сплава техникой литья на территории современной Свердловской области.
Родина Смоленской иконы Богоматери – Греция. При каких обстоятельствах сей образ попал на территорию Руси – доподлинно неизвестно. Согласно единственному письменному источнику, византийская принцесса – царевна Анна взяла с собой эту икону в дорогу, собираясь замуж за русского князя Всеволода Ярославовича (ок. 1046г.). На Руси данный образ стал родовой святыней русских князей и символом духовной и династийной связи Руси и Византии.
В медном религиозном искусстве образ Смоленской Богоматери – второй по популярности, после Казанского. Известно большое количество изводов этого образа.
Смоленская икона Божьей Матери относится к иконографическому типу Богородицы Одигитрии (Путеводительницы). Жестом правой руки Богородица указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке Матери. В руке Христа свиток – Закон.
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф. 5:17-18)
Христос, будучи Главой христианской Церкви, является и её законодателем. Жестом правой руки Он благословляет всех христиан, идущих тернистым путём покаяния и самосовершенствования.
Данный образец представляет собой икону, в которой образ Богородицы окаймлён молитвенным текстом. Этот приём заимствован из тканных молитв на церковных покровах и пеленах. Молитва, окаймляющая образ – отрывок из Кондака Богородице: «Упование мое к Тебе возлагаю Мать Божия. Сохрани мя во Своём си Крове».
Слева от головы Богоматери видны крупные буквы МР и ФY под титлами, обозначающие греческий вариант написания «Матерь Бога» – MHTHP ФEOY (Митир Фиу).
Вершковая икона «Богоматерь Смоленская» – коллекционный экземпляр медной иконы 18 века (пятая категория редкости). Существует огромное количество изводов данного образа – рассматриваемый экземпляр отличается достаточно редким вариантом иконографии.
Состояние артефакта очень хорошее: металл имеет ровный матовый оттенок и покрыт красновато-коричневатой патиной; рельеф в хорошем состоянии; геометрия и плоскость плакетки не нарушены, на плоскости имеются два микроскопических сквозных отверстия (предположительно, как результат недолива при изготовлении); оборотная сторона гладкая с горизонтальными и вертикальными царапинами, возникшими в ходе бытования.