Алкоголь в Древней Руси

Алкоголь в Древней Руси


Русские сказки часто заканчиваются описанием пира, где пьют «мёд – пиво»; былинный Василий Буслаев распивал со своими молодцами «зелено вино»; Илья Муромец приобрёл силу богатырскую после «пива крепкого». Хмельные напитки были известны жителям Древней Руси, но что и как они пили? Судя по фольклору и по различным письменным источникам, древнерусские жители готовили и употребляли, в основном, напитки, получаемые в результате брожения. Пользуясь современной терминологией, это были слабоалкогольные и среднеалкогольные спиртные напитки.

Мёд

Брожение мёда для получения хмельного напитка первоначально появилось в лесных местностях Руси, где было распространено бортничество. Технология получения напитка была простой: в бочку с диким мёдом добавляли сок ягод (и иногда хмель), бочку смолили и «ставили в землю». Процесс холодного брожения длился 10-15 лет, в результате получался мёд ставленный – дорогостоящий высококачественный напиток крепостью 10-16 процентов. Напитком более низкого качества считался мёд варёный, который готовился быстро – мёд варился на воде и оставлялся для брожения на 10-14 дней. Его крепость была около 9 процентов, по цене он уступал мёду ставленному. Забродить могла и «сыта» – смесь воды и мёда, из которой получался слабоалкогольный напиток. Мёд различался по сортам, соответственно, напитки различались по вкусу.

Медовуха – брага с добавлением мёда – появилась после XIV века.

С XV века запасы мёда сократились, медовые напитки подорожали и стали предметом экспорта.

Берёзовица


В древнерусских источниках об этом напитке нет сведений; о нём упоминает арабский путешественник X века Ибн-Фадлан. По его сообщениям, славяне собирали берёзовый сок в деревянные бочки, где хранили его долгое время в открытом виде. Сок начинал бродить и превращался в алкогольный напиток.

Квас

Технология производства кваса была основана на заквашивании на воде хлеба, или зерна ржи, овса и пшеницы. Допускалось применение различных добавок, делающих вкус кваса более разнообразным. Добавление хмеля приближало квас к пиву. В XI веке квас варили как мёд; с XII века квас из разряда слабоалкогольных кислых напитков перешёл в разряд сильно пьянящих, получивших название «творённый квас». Видимо, его одурманивающее воздействие на организм было столь велико, что появилось церковное предписание не пить вина и «творена кваса».

Пиво

Древнее слово «пиво» до XII века употреблялось в значении «вода, питьё»; с XII века под пивом стали подразумевать сваренный, сотворённый алкогольный напиток. Компоненты для варки пива были доступны – это ячмень и солод.

Вино


С виноградным вином представители Древней Руси познакомились в IX- X веках во время посещения Византии; с X века красное вино стало ввозиться на Русь из Константинополя, Крыма и придунайских городов – об этом свидетельствуют амфоры, обнаруженные на территории многих древнерусских городов. Ганзейские купцы привозили в Новгород рейнское вино. Вино поставлялось в храмы и монастыри для проведения ритуала причащения; затем дорогостоящее вино стало поступать на столы княжеских и боярских дворов. Вино обязательно разводили водой; с XII века в домах аристократии стали пить неразбавленное вино, добавляя пряности.

К сожалению, все точные древнерусские рецепты изготовления напитков утеряны, оставив только названия и общее описание технологий. Такие напитки как сикера или ол исчезли вместе с названиями; учёные предполагают, что сикера варилась из мёда или ячменя, а при варке ола в него добавляли много трав, включая полынь.

Водка

Водка пришла на Русь в XIV-XV веках как медицинский компонент травяных настоев, но именно на территории России водка превратилась в алкогольный напиток – это подтверждено в 1982 году решением Международного арбитража. На звание родины водки претендовала и Польша, но СССР удалось доказать, что первый рецепт русской водки был создан в России. По мнению историка и знатока русской кулинарии В. В. Похлёбкина (1923-2000), проводившего специальное исследование, в 1503 году монах Исидор из Чудова монастыря Московского Кремля создал винокуренный, а затем перегонный аппарат, с помощью которого перегнал забродившее вино. Поученный винный спирт с большой крепостью Исидор разбавил родниковой водой – так получилась водка.

С XVII века водка прочно вошла в ассортимент русских алкогольных напитков; её цена была намного выше, чем у традиционных напитков, поэтому первоначально водка была доступна только состоятельным гражданам.

Потребление алкогольных напитков в Древней Руси


Несмотря на то, что хмельные напитки были известны со времён древних славян, в древнерусском государстве пьянство не превратилось в общественно значимую проблему – к такому выводу можно прийти на основе изучения законодательства или церковных предписаний того времени. Соотношение между состояниями повседневной трезвости и опьянения в дни торжеств и веселья, не менялось веками. Слова, приписываемые летописцем князю Владимиру: «Руси есть веселье питии, не можем без того бытии», князь никогда не произносил; но летописец был прав в той части, что веселье на Руси сопровождалось распитием хмельных напитков.

Пиры устраивались в дни праздников для мужчин (братчины), для девиц (складчины); были совместные пиры княжеские, семейные, свадебные; хмельные напитки допускались и во время похоронных обрядов. В городах мужчины могли посещать питейные заведения – корчмы.

Тревогу вызывало пьянство без меры: «Изборник» 1076 года предупреждал об опасности вина – «многих погубило вино»; соблюдать меру призывала и церковь. В церковном уставе Ярослава Мудрого говорилось об ответственности епископа, если его священники «упиются без времени». Русская Правда требовала строгого наказания для купца, если купец, отправившись куда-либо с чужим товаром, «пропьётся». Так что случаи злоупотребления алкогольными напитками не исключались. Трагическим примером безмерного пьянства является разгром русского войска ордынцами в 1377 году на берегу реки Пьяны, недалеко от Нижнего Новгорода. Русские отряды, руководимые молодым нижегородским князем Ивана Дмитриевича, долгое время находились в ожидании вражеского войска. Время бездействия заполнялось повальным пьянством и потехами. В результате внезапного нападения ордынцев русское войско было беспощадно уничтожено.

Знаменитый русский историк Н.М. Карамзин (1766-1826), изучавший традиции Древней Руси, писал: «Россияне …любили вино. Но хвалили трезвость как добродетель».


Рекомендуемые статьи

Чеснок на Руси: в культуре, быту и медицине

Чеснок на Руси: в культуре, быту и медицине

Чеснок всем хорошо известен – это многолетнее луковичное растение. Возраст чеснока как вида заслуживает уважения: последние биохимические и молекулярные исследо..

Что ели древние славяне

Что ели древние славяне

Вплоть до X века у славян не было особой необходимости заниматься сельским хозяйством. Того, что дарила земля, было более чем достаточно для того, чтобы удовлет..

Предметы быта и кухонная утварь на Руси

Предметы быта и кухонная утварь на Руси

Домашняя утварь была представлена большим количеством разнообразных предметов. Они обрели окончательную форму ещё в ранний период и в дальнейшем, на протяжении ..

Болезни и лечение в Древней Руси

Болезни и лечение в Древней Руси

В ранний период Древней Руси знания по медицине не были распространены, отсутствовали и труды или справочники по описанию болезней и методах их лечения. В языче..

Традиции русского гостеприимства

Традиции русского гостеприимства

Слово «гость» появилось во времена далёкой древности: из индоевропейских языков «ghostis», означавшее «чужак, чужеземец» и относившееся к незнакомцу, пришедшему..

Рекомендуемые изделия