Спицын Александр Андреевич (1858-1931)

Спицын Александр Андреевич (1858-1931)

Систематизация и классификация древностей требует титанического труда и умелого обращения с артефактами. Одним из первых учёных, кто начал составлять каталоги археологических находок, был известный историк и археолог Александр Андреевич Спицын, крупнейший специалист по волжско-камским и славянским древностям, исследователь культурных ценностей России, член-корреспондент Академии наук СССР.

Александр Андреевич родился 14 августа 1858 года в городе Яранске Вятской губернии в семье служащего. Отец был родом из крестьян, но сумел добиться повышения своего статуса. К сожалению, когда Александру было 10 лет, его отец, от которого мальчик, как позднее признавался сам А.А. Спицын, получил «гуманный душевный склад», скончался. Всю заботу о детях взяла на себя мать, добившаяся переезда в Вятку и поступления четверых детей в гимназию. Учёба в гимназии не привлекала Александра: он учился плохо, часто пропускал занятия, вместе со своим другом Константином Циолковским, будущим основателем ракетостроения, два раза оставался на второй год и окончил школу, когда ему было почти 20 лет. Но Спицын не был лодырем: ему нравились естествознание, история и «сочинительство», с интересом он знакомился с трудами Ч. Дарвина, разделял идеи разночинцев. В гимназические годы были написаны первые исторические очерки Александра, который хорошо знал свой край.

Школьные трудности не помешали Александру поступить на факультет истории и филологии Петербургского университета. Он был беден, часто голодал, но преподаватели, среди которых был выдающийся специалист по источниковедению К.Н. Бестужев-Рюмин, отметили тягу юноши к знаниям. Из всех предметов Спицына больше всего интересовала история, и он самостоятельно предпринял попытку описать вятские древности. Это привело к появлению первой крупной исследовательской работы А.А. Спицына, в ту пору еще студента – «Каталог древностей Вятского края». Новаторство работы заключалось в распределении древнерусских находок по хронологии и по принадлежности к определённым территориям России. В дальнейшем такой подход использовался, например, при классификации крестов-тельников у древних славян: «киевские кресты», «скандинавские кресты» и др.



Кандидатская диссертация А.А. Спицына, посвящённая истории вятской губернии, где он смело опровергал общепринятое мнение о существовании в XVI веке на этой территории республики, не прошла защиту. После вынесения на защиту ранее подготовленного труда «Каталог древностей Вятского края» работа диссертанта был одобрена.

После окончания университета А.А. Спицын вернулся в Вятку, где стал учителем истории и словесности в женской гимназии. Научные помыслы молодого учёного были направлены на создание всеобъемлющего труда по истории Вятского края. Ему помогали в этом единомышленники, среди которых главное место занимала графиня П.С. Уварова, возглавляющая Московское археологическое общество. Работы А.А. Спицына стали известны в научных кругах, что позволило ему в 1892 году поступить на работу в Императорскую археологическую комиссию в Петербурге.



Приход Александра Андреевича в археологическую комиссию значительно изменил направление её деятельности: члены сообщества начали активно изучать русские археологические древности – до этого обнаруженные на российской земле находки собирались, но практически не исследовались. А.А. Спицын создал огромную тематическую картотеку археологических ценностей (188 томов – знаменитых «спицынских корочек»), опубликовал ряд статей по введению в научный оборот достижений отечественной археологии. Он сам принимал участие в раскопках курганов Поволжья и Приуралья, подвергая найденные предметы тщательному анализу и став крупнейшим знатоком российской археологии от эпохи бронзы до создания русской государственности. Ему удалось соотнести летописные сведения о расселении славянских племён с обнаруженными в местах их поселений артефактами, что помогало определить этническую принадлежность древностей. Благодаря стараниям А.А. Спицына русские археологи получили составленное им методическое пособие по ведению раскопок и систематизации обнаруженных предметов. Он был в числе новаторов, которые стали применять картографические и сравнительные методы исследования в археологии. Не все раскопки приносили радость: с грустью А.А. Спицын констатировал факты разграбления курганов и древних поселений.

По мере продвижения археологических исследований А.А. Спицын обратил внимание на тесную связь истории, археологии и материальной культуры древнерусского народа: в его планы входило издание энциклопедии русской старины с точным указанием использования того или иного предмета. В частности, при изучении ленточных головных уборов с бляшками А.А. Спицын высказал мнение, что украшения подобного типа могли носиться на лобной части лица.

Выделение А.А. Спициным археологии из истории вызывало критику у оппонентов. В полемике Александру Андреевичу приходилось отстаивать свое мнение и по вопросу происхождения христианства: не все были согласны с мнением А.А. Спицына, что христианские обряды развивались одновременно с курганным обрядом славян.



В 1909 году А.А. Спицын приступил к преподавательской деятельности в Петербургском университете. Учёный совет университета, принимая во внимание заслуги Александра Андреевича, позволил ему приступить к чтению лекций без прохождения обязательных бюрократических процедур. Преподаваемые им курсы по археологии и исторической географии вызывали большой интерес у студентов: помимо университета Александр Андреевич был приглашён читать лекции в Петербургский археологический институт и в Новгородскую учительскую семинарию. Преподавательскую деятельность в Новгороде А.А. Спицын совмещал с участием в раскопках.

После революции Спицын продолжил научную деятельность: в 1918 году он возглавил отделы по изучению русской нумизматики и русской миниатюры в Государственной Академии истории материальной культуры. Его исследовательская деятельность включала также изучение древностей соседних народов – финнов и литовцев.

Научные достижения А.А. Спицына были отмечены государством: в 1928 году он был избран членом-корреспондентом АН СССР.



В научной и исследовательской деятельности Александру Андреевичу помогала его семья. Его женой стала его бывшая ученица, яркая и талантливая Елена Пьянкова. Жена с четырьмя детьми часто сопровождала А.А. Спицына в его археологических экспедициях, невзирая на трудности жизни в полевых условиях. Семья помогла учёному выстоять во время идеологических нападок на него с обвинением в «великорусском шовинизме» в 1929 году.

Александр Андреевич Спицын ушел из жизни 17 сентября 1931 года и был похоронен на Смоленском кладбище Петербурга. Остались свыше 300 его научных трудов и наказ учёного спасать памятники старины.

Избранные труды А.А. Спицына

  • Вещи с инкрустацией из Керченских катакомб 1904 г. Санкт-Петербург, 1905
  • Гдовские курганы в раскопках В. Н. Глазова. Материалы по археологии России. № 29, 1903, Спицын А. А., Тип. Гл. упр. уделов
  • Каталог древностей Вятского края, 1882
  • Краткий каталог Музея Имп. Русского археологического общества. Сост. А. Спицын, д. ч. О-ва, хранитель Музея. Санкт-Петербург, 1908
  • Мои научные работы. Seminarium Kondakovianum, т. II, Prague, 1928
  • Производство археологических раскопок. Сост. А. Спицын. Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1895
  • Разбор, обработка и издание археологического материала. Санкт-Петербург: тип. И. Н. Скороходова, 1898
  • Русская историческая география 1917. Спицын А. А., Тип. Я. Башмаков и К°. Учебный курс. Императорский Петроградский Археологический Институт.
  • Свод летописных известий о Вятском крае. Сост. А. Спицын. Вятка: Губ. тип., 1883

Рекомендуемые статьи

Особенности христианизации Руси и медная пластика

Особенности христианизации Руси и медная пластика

Есть ряд проблем, которые выделяются в историографии мелкой пластики: ее роль в христианизации Руси, использование в погребальном обряде, социальная приуроченно..

Классификация и виды нательных крестов

Классификация и виды нательных крестов

Когда в 19 веке встал вопрос о типологии нательных крестов, оказалось, что в церковных ризницах и собраниях музеев кресты-тельники почти не встречаются. В это в..

Головной убор на Руси

Головной убор на Руси

Важным компонентом древнерусской одежды являлись головные уборы. Их перечисление включает десятки наименований, которые могли меняться в зависимости от места ра..