Болезни и лечение в Древней Руси
В ранний период Древней Руси знания по медицине не были распространены, отсутствовали и труды или справочники по описанию болезней и методах их лечения. В языческой Руси болезненные состояния понимали как воздействие злых духов; больных исцеляли с помощью колдовской магии. В XI-XIII веках христианизированное население Руси считало, что болезни посылает либо Бог, либо дьявол, поэтому главным средством лечения были молитвы. Не были забыты и языческие средства излечения (в число которых и заклинания). Но постепенно в арсенал лечебных средств стали входить лекарства, для изготовления которых использовались природные продукты. В XIV веке появились сборники с описанием рецептов для лечения – травники и лечебники. За два столетия их число превысило две сотни.
Болезни на Руси
Термины «боль», «болезнь» в древнерусских источниках отсутствуют; слово «болезнь» появилось в письменных документах после XIV века. Очевидно, в отдалённые времена люди, наделяя любое слово магическим свойством, старались не произносить слово «болезнь», чтобы не привлечь злых духов; можно было сказать: «немощь» или «недуг», понимаемые как общее состояние организма. По мере распознавания недугов их стали разделять по названиям: трудъ (трудно) – давление, родимец – паралич, ворогуша – лихорадка и т.п.
В лечебнике XVI века, написанного врачом царя Василия III Николаем Любанчиным, самыми распространёнными болезнями того времени называются головная боль, трясавица (лихорадка) при повышенной температуре, кашель, болезни глаз и «сердечное биение». Рекомендации царского лекаря по лечению сводились к использованию лекарственных растений. Так, при лихорадке и при болезни глаз предлагалось применять сок полыни с мёдом. Из домашних продуктов рекомендовалось коровье масло: если им смазывать больные суставы, то пройдёт боль, если смазать грудь, то «мокрость из груди» выйдет.
Лечение минералами
Значительное место в списке природных средств занимали минералы – «камения», среди которых первые места по своей доступности занимали соль и глина. Поваренной солью или смесью соли с другими веществами лечили астму, водянку, ревматизм, излечивали гнойные раны. Глина применялась для затягивания ран, при кожных заболеваниях, а также внутрь при желудочно-кишечных болях. Камень гиацинт помогал женщинам при родах.
Для излечения болезней в ход шли продукты горения: печная сажа и зола. Сажу использовали для лечения кожных заболеваний, золу – для лечения ран и язв, а также ее принимали внутрь при лечении лёгочных заболеваний. Настоем золы можно было избавиться от «испадения волос».
Внутренние болезни можно было изгнать, принимая толчёные жемчуг или золото. Был и такой рецепт для ревнивых мужей: чтобы проверить верность жены, надо было ей под подушку положить магнит: верная жена обнимет мужа, а неверная – слетит с кровати.
Использование растительных продуктов
Деревья и травы, как символ жизненной силы природы, наделялись огромной лекарственной силой. Лингвисты считают, что приветствие «Здравствуй» или «Здорово» содержит в себе пожелание быть крепким, как дерево: общеславянское слово «dorvъ» означает дерево. Берёза давала живительный сок и дёготь, которые применялись для очистки гнойных ран и при кожных инфекциях; отвар из коры дубы применялся при заболеваниях полости рта; омела – при лихорадке. Сила трав отражена в лечебниках XV века, где собран богатейший опыт древнерусского врачевания.
О моркови написано: она «уздоровливает увсе»; чудодейственное воздействие приписывалось и чесноку, который мог излечить как инфекционные болезни, так и зубную боль. Крапива в смеси с жиром использовалась при болях в суставах, отвар из крапивы – при болях в животе и при сильном кашле. Укроп в смеси с мёдом считался лечебным средством при болезни глаз и зубов, петрушка – сильным мочегонным средством.
Лечение водой и диетой
Вода издавна считалась чудодейственным очистительным средством и не только для соблюдения гигиены тела, но и как противоядие от сглаза и порчи. Очистительная сила воды и живительное свойство тепла соединялись в бане, первое упоминание о которой содержится у летописца Нестора (XI век). В бане принимали роды; горячим паром лечили от простуды и болезней суставов, в бане делали кровопускание и вправляли вывихи. Одним из методов лечения было «наложение горшков» – аналог современных медицинских банок.
В перечень средств оздоровления входили и рекомендации по умеренному употреблению пищи. Подобные советы содержались, например, в Изборнике Святослава 1073 года, где ограничения по питанию были расписаны по месяцам. Так, автор Изборника полагал, что в марте можно «сладко» есть и пить, а в последующие весенние месяцы ограничивать себя в еде: в апреле не есть репу, в мае – поросят. В еде обязательно должны быть овощи – «сила в овощи велики», в питье нужно было соблюдать умеренность: «безмерное» питьё «бешенство есть».
Кто лечил болезни в Древней Руси
В дохристианскую эпоху лекарями были волхвы и чародеи; их ведовство популярно было и некоторое время после принятия христианства. Часто в роли ведуний выступали женщины, которых христианский автор называл «бабы мерськие». Ведуньи совмещали магические средства воздействия на больных с функциями повитух. В древнерусском сборнике содержится запись о способе лечения чародейками заболевшего ребёнка: на ребёнка клали наузы (ладанки с травами или амулеты), ведунья, «плююще на землю», проклинала бесов. Магическое воздействие на болезнь просматривается в древнем обычае протаскивать заболевшего ребёнка через прорубленное отверстие в дубе.
Чудотворцы были среди христиан: в Киевско-Печерском патерике рассказывается об излечении прокажённого монахом Алимпием, который замазывал раны краской, и они от этого затягивались.
Первые профессиональные лекари вышли из среды кудесников и чародеев, которые постепенно приобретали медицинские познания. Лекарственное лечение долгое время сопровождалось заговорами и магическими действиями: например, вокруг больного места очерчивали круг – предполагалось, что дальше этого круга болезнь не пойдет.
Первые сведения о больницах на Руси появились в XI веке; больные содержались при монастырях. В роли лекарей выступали монахи, которые готовили для лечения растительное сырье, использовали молитвы и христианские священные предметы.