Большой серебряный позолоченный тельник в зелёной эмали с волютами – предмет личного благочестия, с инициалами неизвестного мастера «ААГ», изготовленный в 1910-х гг.
Вся композиция нательного креста исполнена минимализмом деталей, в котором типичные для более ранних веков элементы тельника: фигура Христа, орудия Страстей Христовых – копие и трость, гора Голгофа с черепом Адама, слова молитвы и подробные христограммы – всё это заменяется лаконичным узорчатым содержанием с использованием лишь символических геометрических форм. Такой подход свойственен при изготовлении серийных нательных крестов в конце 19 – начале 20 вв.
Основной крест по центру – восьмиконечный без каки-либо деталей, с прямыми лопастями, выполнен вогнутым рельефом с, по-видимому, полностью утраченной зелёной эмалью. Фон лицевой поверхности тельника представляет собой набор симметричных граней из полированного серебра и позолоты, образующих красивый геометрический узор.
Боковые медальоны, залитые зелёной эмалью, содержат классические контрактуры: IС (Иисус) ХС (Христос). Под крестом вместо традиционной Голгофы и/или костей и черепа Адама, размещён двухуровневый симметричный растительный орнамент с волютами. Верхний медальон изделия содержит контрактуру ЦС (Царь Славы).
Вершины имеют форму кринов, состоящих из трёх округлых «почек». Крин (устар. «лилия»), растительный образ в виде цветка или набившегося бутона, широко распространенный в средневековом искусстве.
Крин или лилия традиционно считаются символом Богородицы, именно лилия была в руках Архангела Гавриила, когда тот приступил к Деве Марии с Благой вестью о богоизбранности будущей Матери Спасителя.
Оборотная сторона тельника содержит два клейма: клеймо 84-ой золотниковой пробы (аналог 875-ой пробы метрической). Клеймо из набора клейм окружных пробирных управлений 1908-1917гг. выполнено в форме лопатки – такие клейма использовались для золотых и серебряных изделий весом менее 8,5г. Клеймо содержит широкую голову женщины, обращённую влево, перед лицом женщины неясная греческая буква (литера одного из пробирных управлений).
Под пробирным клеймом – клеймо неизвестного мастера («ААГ»). В каталогах клейм данный набор букв не обнаружен и, таким образом, атрибуция изделия по авторству невозможна.
Данный артефакт никогда не носился и имеет статус нового предмета. Описываемый тельник является частью фамильной коллекции изделий, дошедшей до наших дней. Партия этих коллекционных предметов реализовывалась на территории Оптиной Пустыни, расположенной недалеко от Козельска (Калужская обл.). В богоборческие годы революции и гражданской войны (1917-1922гг.) тельник в составе набора других религиозных изделий (нательных крестов, образков, цепочек) был спрятан и передавался по наследству вплоть до наших дней.
Большой серебряный позолоченный тельник в зелёной эмали с волютами – очень редкий коллекционный экземпляр (восьмая категория редкости). Данный тип креста неизвестного мастера (с инициалами на клейме «ААГ») не описан в справочной литературе, в известных музейных и частных коллекциях информации об аналогичных предметах не обнаружено. Скорее всего изделие имеет определённый неединичный тираж, что не позволяет повысить степень его редкости.
Артефакт в хорошем состоянии: металл яркий без потемнений, позолота сохранена в отличном состоянии, эмаль – в нормальном состоянии с заметными утратами (около 35%); геометрия креста не нарушена; ушко исправно.