Большой штампованный нательный крест «1864» – предмет личного благочестия, изготовленный из медного сплава, обнаруженный на юге Нижегородской области.
В центре композиции на лицевой стороне четырёхконечный крест с фигурой распятого Христа. Над крестом в верхнем медальоне размещено изображение Бога-отца Саваофа на облаке с воздетыми руками. В боковых медальонах, предположительно, Антоний и Феодосий Печёрские – великие древнерусские подвижники. Созданная святым Антонием Киево-Печерская обитель стала эталоном для многих других русских монастырей и имела огромное значения для духовного развития всей Русской Православной Церкви. Впоследствии многие святые подвижники появились и прославились во Христе именно в Киево-Печёрской Лавре.
В нижнем медальоне лицевой стороны изделия размещён поясной образ великомученицы Варвары (?).
Оборотная сторона штампованного тельника в центральном медальоне содержит два поясных образа неизвестных святых, один из которых, предположительно, Сергий Радонежский (?), другой – Николай Чудотворец (?). Святые развёрнуты вполоборота друг к другу.
С верхнего медальона по вертикальному стволу креста идут строки тропаря, заканчивающиеся в нижнем медальоне: «КРсТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНАЕМСЯ ВЛДКО» (Кресту Твоему Поклоняемся Владыко).
Боковые медальоны тельника содержат попарно цифры 1864 года, украшенные растительным узором: «18» – в левом, «64» в правом медальоне.
Штампованные нательные кресты, несущие дату «1864» несмотря на столь чёткую датировку до сих пор остаются белым пятном русской ставрографии. Большинство специалистов придерживается мнения о связи этих крестов с указом императора Александра Николаевича о учреждении православных братств. Однако отсутствие сведений о существовании братства способного обеспечить все губернии России от Запада (находки в Беларуси) до Дальнего Востока подобными крестами уже серьёзный аргумент против этой гипотезы. Есть предположение о связи этих нательных крестов с окончанием Кавказской войны, тем более что существуют наградные кресты с такой же датой. Тем не менее наличие крестов с установленной датировкой способно чётко установить начало бытования штампованных крестиков и других предметов личного благочестия среди православного народа и не позволяет отнести их появление к концу 19 века.
Существует много разновидностей этого типа, несмотря на выбитую дату очевидно, что их выпуск продолжался гораздо дольше: разных размеров, не только штампованных, но и литых, из медных сплавов и серебра. Набор святых на таких крестах весьма обширен: там и киевские преподобные Феодосий и Антоний Печёрские зачастую изображённые на обеих сторонах. К ним может быть прибавлена великомученица Варвара также в разных комбинациях. Есть кресты с изображением святителя Николая и Сергия. На некоторых экземплярах по сторонам Распятого изображены Божия Матерь и апостол Иоанн. Обнаруживаются и совершенно обычные по иконографии кресты, и лишь загадочная дата «1864» на обороте выделяет их из прочих.
Большой штампованный нательный крест «1864» – нечастый коллекционный экземпляр (шестая категория редкости). Данный тип креста описан в специализированной литературе, аналогичные предметы представлены в средних и крупных музейных и частных коллекциях.
Артефакт в нормальном состоянии: металл покрыт коричнево-кофейной неравномерной патиной; рельеф лицевой и тыльной сторон сильно истёрт; геометрия креста практически не нарушена; ушко исправно, но деформировано.