Былины Древней Руси. Часть 2. Новгородский цикл

Былины Древней Руси


Своеобразие новгородских былин выделило их в отдельный вид народных песенных сказаний, отличающихся своими сюжетами и главными действующими лицами. События в былинах разворачиваются на фоне Великого Новгорода – вольного города-республики, где князей приглашали на княжение, а главную роль в решении городских вопросов играли бояре и купцы. Время возникновения новгородского цикла связывают с периодом расцвета Великого Новгорода – XII столетием.

Новгород не подвергался разрушительным нашествиям кочевников, поэтому в отличие от киевского цикла героями новгородских былин становились не богатыри, сражавшиеся с тёмными силами и защищавшие родную землю, а обычный городской люд, идеалом которого было достижение купеческого богатства. Сюжеты новгородских былин отражали события городской жизни, а предпочитаемыми чертами характера новгородцев назывались предприимчивость, удаль и отвага. Хорошо известны два персонажа новгородских былин: купец Садко и «буйный молодец» Василий Буслаев (Василий Буслаевич), но помимо них в ранних былинах упоминаются Глеб Володьевич, Иван Гостин сын и другие персонажи.

Ранние новгородские былины

Новгородские былины XI-начала XII веков отчасти напоминают сказания киевского цикла: в них присутствует князь Владимир Мономах, а характеристики главных героев напоминают киевских богатырей. Реальны и упоминаемые исторические события: например, в былине о Глебе Володьевиче угадывается корсунский поход новгородского князя Глеба Святославича.


Ранние новгородские былины


Былинный князь Глеб Володьевич, как и киевские богатыри был наделён невиданной физической силой и обладал воинским умением, но противостоять ему пришлось не вражеским полчищам, а самовластной правительнице Корсуни Маринке, дочери Калдаёвне, которую былины называли «еретицей», «безбожьницей» и ещё одним крепким русским словом. Её вина была в том, что она обложила непомерными пошлинами три «чернёных» корабля Глеба и отобрала предназначавшиеся ему дорогие подарки. При получении вести из Корсуни о задержке кораблей, «разъярилось сердце богатырское» и Глеб Володьевич созвал свою дружину. С тремя сотнями добрых молодцев князь отправился в Корсунь. Хитрая Маринка предложила Глебу установить мир, заключив брак. Князь согласился и даже прошёл испытание в виде отгадывания трёх загадок, но вероломная женщина преподнесла ему чарку с отравленным вином. От гибели хозяина спас верный конь, который споткнулся, и вино из чарки выплеснулось на гриву коня. Грива загорелась, а князь догадался о замысле Маринки и отсёк ей «буйну голову».

Другим примером ранних новгородских былин является сюжет об Иване Гостином сыне – «гостин» расшифровывается как «купец». Неразумное поведение буйного купеческого сына, который проводил свои дни и ночи в кабаках, заставили его мать отвести Ивана на пристань и предложить заморским купцам купить его за 500 рублей. Иван попросил дать за него 1000 рублей, чтобы мать не бедствовала. Упоминание о торге, о корабельной пристани, о заморских купцах являются явными признаками принадлежности былины к новгородскому циклу.

Былины о Садко

Число записей о купце и чудесном гусляре Садко превышает полсотни, а число вариантов былины доходит до сорока. Необычные сюжеты сделали фигуру Садко одним из самых популярных и любимых былинных персонажей. В былинах о Садко выделяют три темы: обретение богатства, противостояние Садко и Новгорода; пребывание новгородского купца в морском царстве.

Разбогател купец Садко чудесным образом: в одном из вариантов былины в обретении богатства ему помогло озеро Ильмень, которое превратило рыбу в монеты. По другой версии, с помощью морского царя Садко выловил три рыбины с золотыми перьями и выиграл спор с новгородцами. Новгородским купцам пришлось отдать свои лавки, которые они поставили в заклад – так Садко стал «купец богатый».


Былины о Садко


В другом споре Садко противопоставил себя Новгороду, заявив, что может на спор скупить все товары на рынках Новгорода. Как не старался Садко, он не смог купить все бесчисленные товары, которые постоянно прибывали в Новгород со всех концов света. Купеческий город выиграл спор.

Третий сюжет, фантастический, является самым занимательным. Желая продать свои товары, Садко снарядил «тридцать кораблей» и отправился по морю в дальние страны продавать товар. После успешного торга Садко возвращался домой, как вдруг на море началась странная буря: корабли, при полном ветре, останавливались и не могли идти дальше. Садко догадался, что морской царь просит дань, и приказал бросить в море бочки с золотом, серебром и драгоценностями. Но шторм на море не утихал, и экипаж кораблей вспомнил о старинном обычае умиротворять морского царя с помощью жертвоприношения. Садко решил принести в жертву себя и спустился в водяное царство, взяв с собой гусли. Музыка и пение пленили морского царя: Садко пришлось играть и петь три дня и три ночи. Очарованный новгородским гусляром, морской царь показал ему все свои несметные богатства и прекрасных дочерей. Он решил женить Садко на одной из своих дочерей с тем, чтобы Садко навсегда остался в морском царстве и потешал обитателей морских глубин музыкой, во время исполнения которой морской царь без устали танцевал, вызывая этим бури на поверхности моря и гибель кораблей. Тонущие люди обращались в молитвах к святому покровителю – Николе Можайскому (Николаю Чудотворцу). Святой решил помочь Садко и подсказал ему как выбраться из морского царства. По совету святого Николы Садко порвал струны и гуслях и заявил, что хочет жениться на последней дочери морского царя Чернаве (Чернавушке). После свадебного пира Садко «заснул с сон крепкий», а очнулся на берегу Ильмень-озера. Девушка, помогавшая Садко выбраться, превратилась в реку Чернаву. В знак благодарности святому Николе Садко воздвиг соборную церковь.

В красочной былине о Садко, насыщенной яркими эпизодами бытовой жизни купеческого Новгорода, переплелись языческие и христианские представления: фантастический мир царства морской природы и помощь христианского святого. Нереальный мир соседствует с реальными летописными сведениями: о купце Садко (Съдко, Сотко) сообщали записи в 25 летописях.

Былины о Василии Буслаеве

Былины о Василии Буслаеве


Необычен другой персонаж новгородских былин – Василий Буслаев: это не герой в привычном понимании этого слова, он не совершает подвигов, не является защитником обездоленных, не выступает против врагов родной земли. Прототип Василия Буслаева, буйного гуляки, задиры и драчуна можно было встретить в любом селении – этим образ Буслаева был близок и понятен каждому. О Буслаеве рассказывается в двух былинах: «Василий Буслаевич» и «Как Василий Буслаевич молиться ездил», но их вариантов насчитывается несколько десятков. Всего известно 75 записей. Обе былины основаны на описании особенностей новгородской жизни.

Исторически Новгород сложился как союз трёх племен, территориально разместившиеся в районах, которые получили название «концы». Жители «концов» враждовали друг с другом и часто споры решались в кулачном или палочном бою. Молодых и энергичных удальцов (ушкуйников) часто нанимали предприимчивые состоятельные новгородцы для захвата и освоения новых территорий, строительства новых поселений и сбора дани в них. «Вольница новгородская» стала основным действующим лицом в событиях, описываемых в былинах о Василии Буслаеве.

Происхождения Василий Буслаев был благородного: он был боярским сыном, его отец был степенным и уважаемым человеком, мать обучала сына грамоте и отдала учиться церковному пению. Обучением Василия занимался и его крёстный, «старец-пилигриммишша». По своим природным данным Василий обладал значительной физической силой, был прирождённым лидером и хорошим певцом, но он имел неуживчивый характер, был самонадеянным и часто конфликтовал с людьми. Он не слушал приказаний матери, жил по своим собственным законам и порядкам. Своей необыкновенной силой он мог покалечить людей: «которого дёрнет за руку – рука прочь, которого за ногу – нога прочь». Для Василия это было обычное времяпровождение, «шуточки недобрые».



Не зная куда направить свою удаль, Василий вместе со своими дружками ходили на пиры, где ватага напивалась, затевала ссоры и дралась с «мужиками новгородскими». Желая взять верх над Новгородом, Василий не остановился перед убийством «своего крестового батюшки», ударив его своим «вязиком чернёным» (дубиной), когда тот пытался наставить своего крестника на путь истинный. Буслаеву и его сподвижникам удалось подчинить себе Новгород: чтобы успокоить буйный нрав Василия, город решил платить ему «всякий год по три тысячи». Некоторые исследователи видят в эпизоде противостояния Новгорода и Буслаева отражение борьбы новгородских политических партий.

Но настал момент, когда Василий Буслаев осознал неверность своего жизненного пути – об этом говорится во второй былине. Покаяться он решил, совершив паломничество в Иерусалим: «под старость надобно душу спасать». Путешествие было нелегким: Василию и его дружине пришлось сражаться с разбойниками и бороться с морской стихией. Несмотря на высказанное желание исправиться, Буслаев совершал дерзкие поступки: он непочтительно пинал череп на Сорочинской горе – череп предрёк Буслаеву, что тот ляжет рядом с ним. Достигнув Иерусалима, Василий, нарушая запрет, вместе со своими молодцами, обнажёнными, искупались в священной реке Иордан.

На обратном пути на горе Сорочинской Буслаев нашёл камень с надписью, запрещавший через него перепрыгивать, иначе «сломить будет буйну голову». Видно, посещение святых мест не исправило Буслаева: он начал перепрыгивать через камень, но «не доскочил только четверти, и тут убился под камнем». Там его и похоронили. Вероятно, в кончине Буслаева отражено дохристианское представление, что нельзя перешагивать через могилу, разделяя этим путь покойника – мертвые могут забрать с собой. По мысли сказителей былин, смерть Буслаева была заслуженным наказанием за бессмысленное «озорство», а в целом, за нарушение всех норм общественного поведения.

Чем привлекал образ Василия Буслаева? Его считали бунтарём, выразителем общественных протестов, отрицавшего старые поверья – в этом смысл былин о Буслаеве. А.М. Горький считал, что в образе Буслаева отразились некоторые черты национального русского характера.



Рекомендуемые статьи

Сказки Древней Руси

Сказки Древней Руси

Слово «сказка» уносит каждого в волшебный мир, где природа оживает, где звери имеют собственные характеры и привычки, похожие на человеческие, где герои на пути..

Литература Древней Руси

Литература Древней Руси

Древнерусская литература (X-XVII веков) явилась началом для развития всемирно известной русской литературы. Необыкновенно поэтичная по языку и своеобразная по т..

Древнерусские пословицы и загадки

Древнерусские пословицы и загадки

Пословицы или краткие изречения с законченной мыслью первоначально были важной частью рассказа, песни или сказки; предназначение пословиц – передать суть и мора..

Былины Древней Руси. Часть 1. Киевский цикл

Былины Древней Руси. Часть 1. Киевский цикл

Былины или народный эпос в стихотворной песенной форме появились на Руси в X-XI веках в период становления и расцвета Киевского государства. В ранние времена бы..

Мифы древних славян: сюжеты, боги, герои

Мифы древних славян: сюжеты, боги, герои

Значение древнеславянских мифов велико: они дают представление об окружающем мире древних жителей, об их верованиях и обычаях. Мифы погружают нас в фантастическ..

Культура Великого Новгорода IX-XIV века

Культура Великого Новгорода IX-XIV века

В 2022 году Россия отмечает крупную дату – 1160-летие зарождения российской государственности. У истоков древнерусского государства, наряду со Старой Ладогой и ..

Жанры древнерусской литературы

Жанры древнерусской литературы

Период формирования древнерусской литературы пришёлся на X-XI века. Жанры литературы в Древней Руси, основанной на древнеславянской духовной культуре и фольклор..

Древнерусская музыка

Древнерусская музыка

В музыке и пении раскрывается душа народа, в них русский человек выражает свои страдания и боль, с ними проводит праздники и веселится. Песни – колыбельные, обр..