Что ели древние славяне
Вплоть до X века у славян не было особой необходимости заниматься сельским хозяйством. Того, что дарила земля, было более чем достаточно для того, чтобы удовлетворить потребность в пище древних славян. В их рационе были даже изысканные блюда.
Мясо
Хозяйство уже находилось на том этапе развития, когда они могли заниматься скотоводством и разводили, как правило, овец и свиней. Также славяне промышляли в лесах: там водилось множество различных животных, но чаще всего объектом преследования становились представители семейства оленьих. Другими словами, славяне не страдали от нехватки мясной пищи.
Примечательно, что чешский учёный Ян Пейскер (1851-1933), изучавший историю древних славян, на основе сообщения Псевдо-Цезаря Назианского (VI в.) на рубеже 19-20вв. хотел доказать обратное: якобы вплоть до X века славяне не ели мяса и не разводили скот. Однако это предположение неверно. Мало того, что сообщение Псевдо-Цезаря само по себе не отражает действительность тех времён, Пейскер ещё и исказил его содержание при переводе.
Существует большое количество материалов, свидетельствующих о том, что славяне занимались охотой и разводили животных, а также употребляли их в пищу. В том числе есть ряд сообщений, прямо указывающих на то, что в X веке славяне ели мясо. Причём, по всей видимости, речь идёт не только о знатных слоях общества, но и о простых людях.
Молочные продукты, птица
Древний и общеславянский характер слов молоко (млеко), творог (тварогъ) и сыр (сыръ), указывает на то, что эти продукты также употребляли в пищу уже в то время. Известен ряд источников Х-ХІІ веков о западных, северных и восточных территориях расселения славян, где прямо говорится, что сыром славяне выплачивали германцам дань. Сыр не только употребляли в пищу, но и использовали в обрядах в качестве жертвоприношения идолам, а также ели на домашних празднествах, как и молоко. Также сыр упоминается в древних чешских легендах.
Десятину часто выплачивали домашней птицей и поросятами, что также подтверждает тот факт, что славяне разводили скот. Однако, согласно Ибрагиму ибн Якубу (912-966), кур западные славяне старались не есть, так как с употреблением курятины связывали возникновение некоторых болезней. Но в то же время путешественник указывает, что в рационе славян присутствовала говядина, а также мясо гусей и тетеревов. Ряд письменных и археологических источников позволяет сделать вывод, что яйца также употребляли в пищу.
Рыба, злаковые, хлеб
Рыба также входила в рацион славян, так как была широко распространена в местах их проживания. Начиная с XI века, в источниках достаточно часто можно увидеть упоминания употребления на территории расселения славянских племён рыбы и икры.
Славянам были известны пшеница, ячмень, овёс (овъс), а также – жито, или рожь (ръжь). Зёрна замачивали или поджаривали (крупа, сладь, пражьмо), и в таком виде употребляли в пищу, либо размалывали в муку. Из неё готовили кашу на молоке или воде, либо пекли хлеб. Делали это в печи, на раскалённых камнях или в очаге. Ряд источников времени раннего христианства говорит о том, что из муки выпекали самые разные изделия. Наиболее распространёнными были калачи и пироги, которые готовили на меду.
Часто в древних источниках описываются именно калачи. Так, 1075 годом датируется упоминание Козьмой Пражским (1045-1125) калачей, которые выпекали в одном из монастырей Праги. В древнем городе Аркона в качестве подношения идолу бога Святовита испекли калач в человеческий рост размером. «Житие св. Феодосия» содержит описание медовых калачей, покрытых маком.
Неизвестно прямых свидетельств, которые напрямую бы указывали, что славяне с древних времён знали и выпекали хлеб. Однако косвенные признаки позволяют сделать такой вывод. Общеславянское слово «хлебъ» могло прийти в местный язык из германского, в результате тесных связей с соседними народами. Но, это не означает, что в III и IV веках, до общения с германцами, у славян не было хлеба.
Судя по всему, славяне просто взяли у германцев новое слово для того, что уже знали. Так, для слов блюдо, доска, миска, овощ, стрела, хижина/шалаш у славян также были свои древние названия, однако со временем их вытеснили германские обозначения. С хлебом, скорее всего, получилось также: возможно, славяне увидели что-то особенное в форме или технологии приготовления германского хлеба.
Славяне, как правило, пекли ржаной или ячменный хлеб, а в тяжелые периоды использовали в качестве основного ингредиента лебеду, мякину или отруби. Первым хлебом были пресные лепешки. Их пекли на раскалённых камнях или в пепле очага. Часто готовили простой кислый или пресный (неквашенный) хлеб.
Квас, похлёбки
В конце языческого периода славянам был известен квас. Существует источник конца X века, где говорится о том, что белгородские женщины варили «кисель» из пшеницы и овса. В XI веке в Киеве выпекали хлеб, замешанный на квасе.
Славяне также готовили похлёбки. Мясная называлась «уха», а овощная – «укроп» (XI в.).
Славяне употребляли в пищу стручковые – горох (грахъ), бобы (бобъ), чечевицу (чочовица, сочовица, сочиво) – и овощи: лук, морковь, огурцы, редьку, чеснок (лук, чеснокъ, чеснъ). За исключением слова «чеснок», все названия имеют немецкие и греческие корни. Возможно, это говорит о том, овощи были завезены из других стран вместе с названиями.
Однако поскольку названия всех этих овощей имеют общеславянский характер и встречаются уже в источниках X-XI веков, можно сделать вывод, что они пришли в язык ещё до X века. Это касается и других славянских названий: дыня, капуста, репа, тыква и борщ (бршъчь). Из последнего готовили суп, который позже стал известен как русский борщ.
Фрукты
В течение долгого времени славяне употребляли в пищу только некультивированные плоды. Лишь оказавшись под римским и германским влиянием, они стали выращивать деревья различных сортов.
Культивированные фрукты называли, словом, германского происхождения – «овощъ». Названия самих фруктов имеют индоевропейское происхождение: яблоко (аблъко), слива, вишня и черешня (вишьня, чершьня), груша, орех и персик (перскъ). Они, по всей видимости, в язык вошли уже давно, в результате взаимодействия с греками, римлянами и иранцами. Упоминания о выращивании славянами фруктовых и ореховых деревьев встречаются у Эббона (778-851) и Ибн Якуба.
Нельзя утверждать с абсолютной уверенностью, что славяне, как и германцы, ели жареные жёлуди, но это вполне могло быть так – на это указывают археологические находки.
Простая и изысканная пища, столовые приборы
Крестьяне готовили простую пищу, в то время как князья и бояре, вслед за западными и южными соседями, нанимали поваров, которые готовили более разнообразные и искусные блюда.
Однако приправы были известны и простым людям и позволяли им готовить более вкусные блюда. Предметом оживлённой торговли в славянских землях была соль, а также приготовленное из молока масло и масло из льняных семян и мака. В результате торговли с Византией и Индией рацион славян пополнился оливковым маслом, различными пряностями и уксусом.
Известно, что Приск, один из военачальников Византии, посылал задунайским аварам дары, среди которых были в том числе и пряности (индийские листья, корица, чёрный перец и другие). Скорее всего, похожие дары получали и славянские князья.
Находки, обнаруженные в погребениях, свидетельствуют о том, что во время еды славяне пользовались ложками и ножами. Ложки находят редко, так как их изготавливали, как правило из глины или дерева. Гораздо чаще встречаются ножи. Они могут иметь самые разные формы, в том числе и аналогичную современным перочинным ножам.
Ряд археологических находок, а также материалы Киевской летописи говорят о том, что в X веке князья использовали ложки, изготовленные из металла. Князь Владимир велел выковать ложки из серебра, когда его дружина выразила недовольство деревянными ложками. «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото», – решил князь.
Во время еды, как правило, сидели вокруг больших мисок прямо на земле или за низкими столами – такие можно встретить на Балканах и сегодня. Другое дело – княжеские праздничные пиры: для этого события готовили иные блюда, особым образом сервировали стол и сидели на креслах или скамьях.
С князем сидела его дружина. Ибн Фадлан (877-960) пишет, что рядом с русским князем садились и сорок девушек-любовниц. После прихода христианской веры на Русь, на пиру у князя, ставшего христианином, тот, кто оставался язычником, не мог сидеть за одним столом с князем и должен был, согласно языческому обычаю, занять место на земле перед дверями.
Спиртные напитки, мёд
Главным напитком славян был мёдъ, позже получивший название «медовина». Сваренный на воде мёд оставляли бродить в течение примерно двух недель. Готовый напиток быстро портился и пить его надо было как можно скорее.
Появление и распространение этого напитка было естественным и закономерным. Как и в соседних Германии и Литве, популярность мёда у славян была связана с большим количеством лесов и, следовательно, пчёл. Воск и мёд в больших количествах ввозили из Прикарпатья. Согласно грамотам X века, покоренные славяне выплачивали мёдом дань немецким властителям.
Распространённость этого напитка подтверждают материалы Ибн Русте (?-903), Масуди (896-956) и Гардизи (?-1061). Последний писал, что каждый славянин имел огромные запасы мёда. Уже в 448 году славяне, жившие в Венгрии, угощали мёдом императорских послов, проезжавших через их земли. А князь Владимир не только обладал большими запасами мёда, но и отметил одну из военных побед приказом приготовить около 50 000 литров мёда! Кроме того, мёд пили в качестве жертвенного напитка во время языческих похоронных обрядов.
Другим напитком славян было пиво, которое готовили из овса или ячменя. Оно упоминается, например, в грамоте 949 года Оттона I Великого (912-973) в качестве одного из предметов дани, собираемой со славян. С пивом могут быть связаны слова олъ, оловина, заимствованные из немецкого или индоевропейского языка. Однозначно славянским является слово квась, использование которого приходится уже на эпоху князя Владимира. Квас готовили из муки или печёного хлеба и солода.
Слово «хмель» скорее всего было заимствовано славянами у тюрко-татар или финнов, в то время как «солод» имеет древнеславянское происхождение. Нет свидетельств, подтверждающих употребление славянами кумыса из кобыльего молока, за исключением упоминания у Ибн Руста (?-903). Вино, скорее всего, ещё в дохристианский период было завезено германцами – из Италии через Дунай. На это указывает латинское происхождение слова «вино». Собственное вино славяне стали изготавливать только в XI-XII веках.
Пиры
Как и соседи – германцы, кельты, пруссы и скифы, – славяне пили много, особенно на пирах. Само слово «пиръ» происходит от «пити». Больше всего славяне пили на тризнах. Так, Ибн Фадлан пишет, что русы не только пьют и днём, и ночью, но иногда и умирают с кубком в руках. Подтверждают это и слова князя Владимира: «Руси есть веселие пити, не можем без этого быти».
О славянских пиршествах до наших дней дошло гораздо меньше информации, чем о германских пирах. Известно только, что славяне пели, когда пили вино, и пили до тех пор, пока были в состоянии пить, передавая кубок или рог из рук в руки. Полабские славяне во время пира выкрикивали или произносили обращения к богам – добрым или злым. Об этом свидетельствуют и русские церковные поучения. Эта традиция была распространена и после принятия христианства. Правда, теперь вместо языческих демонов славили святых. То же самое касается пения тропарей и опустошения чаши после каждого гимна.
В пирах участвовали не только мужчины, но и женщины. Так, известна одна из северо-венгерских княгинь, которая ездила, как воин, и пила без меры. Конечно, такое положение дел вызывало бурю негодования со стороны первых христианских священников.