Демонология в средневековой Руси и Никита Бесогон


В художественных сюжетах, созданных в средние века европейским и азиатским народами, демонология1 отразилась значительным образом, основой же распространения сюжета о попрании беса стали византийские источники. Мотив был в ходу, хотя, по мнению некоторых историков,такой сюжет не отражает укоренившегося в православной культуре понимания духовной основы падших ангелов.

Как же зарождается мнение церковников Руси раннего Средневековья о том, что бес может воплощаться в физическом теле? Преимущественно из повествований авторов Западной Европы. Европейские хранители метафизических воззрений Европы (в лице богословов, теологов и демонологов) накопили богатый арсенал умозаключений о вариантах физического воплощения бесов. На Руси же подобная тема встречалась нечасто.

Собственно, древнерусские произведения – это переводы европейских трудов,а основанные на них сюжеты, представляют собой разрозненные истории о воздействии на бесов. Условий для формирования демонологии по примеру запада, где уже занимались охотой на ведьм, на Руси не было. Также не существовало богословских школ и общественно-социальных процессов, которым развитие демонологии было бы необходимо.

Бесплотные бесовские воплощения

Каким же образом представления о физическом облике демонов отражались в сюжетах Древней Руси? Заметим, что сказания о физической расправе над бесами нетипичны для древнерусских сказаний и былин, при этом в византийской культуре такой сюжет встречался довольно часто.

Создатели агиографических2 произведений средневековой Руси с помощью творчества исследовали вопросы воздействия дьявола, змея-искусителя на человека. По их мнению, видимые проявления бесовского – это всего лишь «мечтания», видения,которые рассеиваются силой молитвы верующего.

Идея незримости, бестелесности, иллюзорности заимствована древнерусскими авторами у Византии, где бес представлялся в особых «тонких» видениях.

Лексика произведений, повествующих о проделках бесов, изобилует существительными, прилагательными и глаголами, подчеркивающими нереальность происходящего. Чаще всего можно встретить слово «яко»: явился «яко зверь» или явился «яко жена мужу». Вместе с тем возможность материального воплощения демона полностью не исключается.

Отвечая «подобным на подобное» святой воздействует на демона, в этом помогают сила его веры и мирские её воплощения. Так, сатанинское явление Симеону Столпнику проявляется в форме телесного прикосновения к ноге. Только после того, как святой «млатьобреть» и во-имя Христа «…ударити» – дьявол исчез.

Особенность бесовского контакта состоит в том, что он происходит в нематериальной реальности, доступной только для того, на кого он направлен, и остаётся невидимым для посторонних.



С момента зарождения христианства его постулатами становится незримость духа. Ангелам, как и демонам, присущи невещественность, бестелесность. Природа духа воплощается в привычных явлениях материального мира и оказывает на него воздействие, например, в виде воздуха или огня.

Агиографические источники повествуют, как нечистая сила воплощалась в земном мире в форме сокрушительной природной мощи, способной сворачивать горы и осушать моря, что соотносится с качествами, которые приписывались и языческим богам. С возникновением христианства последние стали считаться демонами.

Зачем демоны являются людям

Проявления нечистой силы допускаются Божьей волей с целью показать мощь и силу святого, повлиять на заблудшие души. Часто можно видеть сюжеты, где нечисть убивает христиан и только после вмешательства святого отступает.

В «Повести временных лет» (начало 12 века) описан более редкий случай массового убийства людей бесами во время половецких событий. Летописцы объяснили сей факт как божий промысел, необходимое действие высшей силы.

Таким образом, волей Бога воздействие демонов на человека и материю может быть самым разным. Противодействовать падшим ангелам могут и люди, но лишь при определенных условиях.

Никита Бесогон

История борьбы мученика Никиты с демоном была хорошо известна на Руси, сам он получил прозвище Никита Бесогон. Изображения святого стали распространяться повсюду, в том числе на медальонах, панагиях, образках.

Вот как описывается житие Никиты, когда к нему в образе ангела явился бес и призвал отречься от Господа. Никита не поддался на увещевания бесовской силы, а бросил беса оземь, придавил и избил своими оковами, заставив рассказать, кто его послал и зачем. Злой дух поведал святому, что он был послан отцом-сатаной с целью совратить мученика.В многих других различных писаниях Никита представлен как губитель бесов.

Марина Антиохийская изгоняет беса

Св. мученица Марина (Маргарита) Антиохийская прославилась своей историей победы над бесовскими силами. Она, находясь в заточении, просит Бога показать ей дьявола. Просьба исполнена и девушка видит перед собой чудовищно страшного смрадного змея, ей чудится, что он подхватывает её и заглатывает. Марина успевает перекреститься и чудище падает у её ног без сил.

Но тут же вместо гада смердящего к ней приближается беси просит её не произносить слова молитвы. Марина хватает беса за космы и лишает его зрения, затем берёт медный молот и бьёт гада по голове и плечам. После она допрашивает беса, выясняя, откуда он пришёл, а затем отправляет его в ад.



Типичные рассказы об угнетении бесов человеком выстроены по общей модели: бес появляется перед святым подвижником и начинает склонять его ко греху, тот обращается с молитвой к Богу, после моления обретает силу и борется с гадом. Последний, проигрывая,просит пощады, после чего отправляется в ад. Далее в назидание читающим следует мысль: обратись к святому и получишь защиту, и сможешь прогнать бесов.

Изгнание бесов обычными людьми

В древнерусских былинах описываются случаи как обычные селяне, а не святые, прославленные Богом, сталкиваются с бесом и «кошмарят» его. Их встреча с нечистой силой также происходит в мире на грани реальности и видений.

Так, описывается случай изгнания беса группой людей.Они плыли по реке, а когда увидели демона, то похватали весла и прибили его.О том, что бесов можно изгонять, писали многие средневековые летописцы.

Самыми животрепещущими для многих средневековых авторов были вопросы, а может ли бес явиться во плоти и как он в таком случае поведёт себя. На эту тему всегда было множество споров, и высказывались различные мнения.

Характерным для древнерусских сказаний сюжетом является противостояние бесу. Избиение беса представлено в различных произведениях изобразительного и письменного искусства, как уже отмечалось, во многом заимствованных из византийской и западно-европейской культуры. Отдельные сюжеты победы святого над падшим ангелом распространились в текстах, заговорах, нашли отражение на образках, иконах, нательных и наперсных крестах. Никита Бесогон при этом является наиболее популярным персонажем древнерусской и средневековой металлопластики, однако, в силу своей апокрифичности, его популярность к 15-16 веку пошла на спад, а в уже в 17 веке он и вовсе пропал из парадигмы официальной церкви, вместе с тем старообрядцы почитали Никиту Бесогона вплоть до 19 века.


1) Демонология — общее название разнородных мифов о демонах.

2) Агиография (греч. «описание святых») (от греческого hagios – святой и grapho – пишу, описываю) – отрасль церковной литературы, содержащая описание жизни святых.