Древнерусская миниатюра и книжный орнамент
Древнерусские рукописные книги XI-XIII веков являются памятником материальной и духовной культуры прошлого, а книжное красочное убранство – миниатюры и орнамент – являются мировым творческим наследием.
Особенности древнерусской книги
В Древней Руси книга представляла собой рукопись, написанную на пергамене (специально выделанной коже животного). В создании и оформлении книги принимали участие несколько мастеров: писцы основного текста, писцы по украшению букв, живописцы и златописцы. Рукописи писались гусиным пером с помощью специальных чернил. Чернила коричневого цвета разных оттенков готовились из железистого состава, который включал ржавые куски металла, кору ольхи и специальный кислый раствор из кваса или уксуса – такой состав был прочным, глубоко проникал в пергамен и имел лёгкий блеск. Киноварью (краской красного цвета) выделялись важные фрагменты текста или начало новой фразы – отсюда произошло выражение «красная строка».
Устав или правила письма предусматривал тщательное и медленное написание каждой буквы, требовавшее соблюдения правильных форм и канонов красоты письма. По уставу буквы должны быть прямыми, строгими и чёткими, с совершенными правильными линиями и закруглениями. До XI века буквы писались по византийскому канону – в границах квадрата и круга; с XI-XII веков – в границах прямоугольника и овала. Текст писался слитно, без разделения на отдельные слова, буквами одного размера. Законченная мысль оформлялась точкой; запятые появились в XV веке. Соблюдение всех правил требовало внимательности и усердия, поэтому процесс подготовки писарей или переписчиков книг был долгим.
В XIV веке бумага начала вытеснять пергамен.
Книжные миниатюры
Миниатюра – это произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и сохраняющее тонкости изображения. В искусстве Древней Руси миниатюра нашла своё воплощение в книжной форме: миниатюры древнерусских рукописей представляли собой иллюстрации к тексту в виде небольших рисунков, расписанных разноцветными красками и золотом. Миниатюры вставлялись в текст, помещались на полях текста или на отдельных листах. До середины XV века основными сюжетами миниатюр были религиозные темы: иллюстрировались Евангелия, Псалтири, Палеи (выписки из книг Ветхого Завета), Деяния апостолов и другие библейские книги. Часть миниатюр имела светское содержание, представляя князей и их семьи.
Древнейшие книжные миниатюры представлены в Остромировом Евангелии (1056-1067), получившем своё название по имени заказчика, новгородского посадника Остромира. Евангелие было создано киевским мастером книжного дела дьяконом Григорием. Для лучшего прикрепления краски лист пергамена покрывался грунтовкой – смесью рыбьего клея и мела. Золотое покрытие составляло фон миниатюры, на котором в Евангелии яркой стекловидной массой были выведены изображения трёх евангелистов; изображение евангелиста Матфея было утеряно. Контуры изображений были выложены медью или серебром. Подобная техника создания книжной миниатюры получила название эмальерной по своему сходству с ювелирными эмалями.
Несколько другая техника была использована древнерусским художником при создании миниатюры, открывающей «Изборник» сына Ярослава Мудрого Святослава (1073 год): лист не был покрыт грунтом, поэтому краска местами осыпалась. Тем не менее, достоинство этой миниатюры велико: она изображает всю княжескую семью Святослава, передаёт богатство одежд, расшитых золотом и серебром, искусно сшитых княжеских сапог и роскошных шапок на головах сыновей князя. Помимо этой миниатюры, в Изборнике сохранились еще три рисунка, изображающие святителей.
Иллюстрированные рукописи создавались не только по заказам князей; известна рукопись начала XII века, написанная для ростовского епископа Кирилла, покровителя книгописания и искусств. Рукопись иллюстрирована миниатюрой, изображающей апостолов Петра и Павла.
Книжный орнамент Древней Руси
Художественным убранством древнерусских иллюстрированных книг был орнамент, который использовался для заставки, концовки, инициалов и украшений на полях страницы. С XI века в древнерусском книжном орнаменте преобладал византийский стиль: оформление заключалось в рамки различных форм – треугольника, круга, прямоугольника, арки и т.п. Орнамент имел и смысловое значение, обозначая структуру книги, деление текста на фрагменты.
Заставки, открывающие текст книги, а также инициалы (буквицы, заглавные буквы), открывающие главу, имели яркий фон с преобладанием красных, синих и зелёных красок; иногда фон покрывался золотом. В качестве рисунков в заставках использовались изображения животных, птиц и человеческих фигур. В заставке Остромирова Евангелия разноцветными красками изображены не только византийские растительные и звериные орнаменты, но и местные мотивы. Тематика заставки Изборника Святослава – изображение группы святых на фоне храма.
Творческий подход был не чужд древнерусским писцам. Так, в Остромировом Евангелии инициал «В» повторяется больше 100 раз и каждый раз мастер использовал новое украшение буквы.
Рисунки, сделанные на полях рукописи, не только иллюстрируют текст, но и содержат бытовые сценки, не всегда связанные с текстом, а передающие мысли и чувства писцов. Часто на полях повторяются мотивы звериного и растительного орнаментов.
Последние строки текста, концовка, оформлялись в виде различных геометрических фигур: слова располагались таким образом, чтобы текст имел форму воронки, треугольника или даже круга и креста.
Книжное наследие Древней Руси, по подсчётам учёных, составляло примерно 130 тысяч томов; исследователи XIX века насчитывали примерно 500 рукописных книг. К сожалению, до нашего времени дошло только190 рукописных книг домонгольского периода, но знакомство с ними показывает, что жители Древней Руси чтили и любили книгу.