Древнерусская одежда: горожане и сельские жители
Историки никогда не испытывали особых проблем с реконструкцией костюма горожанина Средневековой Руси: этому способствовал многочисленный археологический материал, имеющийся в распоряжении учёных. В числе доступных артефактов – фрагменты платьев и обуви, украшения и аксессуары, обнаруженные в городских погребениях и сохранившиеся в виде городских кладов в древних центрах Руси.
Соответствующие археологические изыскания XIX-XX веков в местах сельских поселений раннего Средневековья, в свою очередь, позволили сформировать и достаточно подробную картину облика древнерусского крестьянина.
Данный материал содержит подробное описание ансамбля одежды городских и сельских жителей Руси, не относящихся к знатным сословиям. Тема княжеского убранства детально освещена в материале, посвящённому одежде и аксессуарам князей и княгинь Древней Руси.
Одежда горожан в Древней Руси - Изяславль
Рассмотрим образы костюмов древнерусских горожан, созданных по результатам раскопок древнего Изяславля и Райковецкого городища.
В частности, во время исследования культурных слоев на одном из скелетов была обнаружена диадема из колодочек, укреплённая на черепе поверх плата. Ансамбль дополнял ожерелок из колодок. В.К. Гончаров в своей работе 1950 года, посвящённой раскопка Райковецкого городища, также отметил бусы, стеклянные и металлические браслеты, различные виды колец, ожерелок с шитьём и бляшки от поясов.
Главное отличие изяславской находки заключается в том, что колодочные рясна исполнены с использованием треугольных звеньев. Нижняя сторона рясен была украшена височными кольцами из трёх бусин, а на их верхнюю часть насаживали перстневидные кольца. Считается, что эти кольца служили элементом, скрепляющим украшение с головным убором.
Анализируя райковецкие и изяславские находки, учёные пришли к выводу, что горожане указанных городов носили украшения, схожие по строению. Более того, жители обоих городов использовали единый набор тканей. Характерным для жителей Райковецкого городища и Изяславля было использование большого количества складок гофрировки и плиссировки.
Обследовав культурные слои Изяславля, учёные обнаружили неповреждённое платье, своим строением напоминающие одежды с новгородской иконы XIV века под названием «Рождество Богоматери». По своей сути это верхние одежды, обшитые лентой по оплечьям, подолу и рукавам.
Одежда горожан в Древней Руси – Суздаль
Опираясь на работу М.А. Сабуровой, связанной с раскопками на территории современного Суздаля, мы можем получить представление о городском костюме суздальских жителей. Суздальские женщины носили головные уборы, закрывающие волосы, либо ленточные головные уборы с ряснами из перстневидных колец, соединенных с трёхбусинными кольцами.
Девушки и женщины использовали перстневидные кольца в качестве украшения, нося их в ушах. В то же время перстневидные кольца использовались девочками и подростками для скрепления волос. Верхнюю одежду носили с запахом на левую сторону. Таким же образом крепились застежки платьев, рубах, поясных лент и шитых воротников — по левой стороне.
В качестве украшений использовали различные виды колец и перстней, пластинчатые фибулы, браслеты и так далее. В своей основной массе суздальские горожанки носили кожаные туфли, украшенные шитьём. Несмотря на то, что материалы райковицких и изяславских раскопок относятся к более позднему периоду (начало XIII века), чем суздальские (XI — середина XII века), в Суздале был создан традиционный городской ансамбль. Развитие городской культуры в Суздале, как и в Киеве, Новгороде, Смоленске или Чернигове, связывают с ранним возникновением дружинной культуры.
Крестьянский костюм Древней Руси
Рассмотрим реконструкцию женского головного убора, основанного на исследованиях крестьянской одежды, найденной на территории проживания вятичей и восстановленного по материалам, находящимся в музее кафедры археологии МГУ. Благодаря археологическим работам выдающегося историка А. В. Арциховского (1902—1978), мы можем быть уверены в достоверности деталей головного убора, а также платков из клетчатой ткани и обшивочных узорных лент.
М.А. Сабурова исследовала материалы из пяти погребений разных групп курганов и воспроизвела вид украшений молодой женщины. Ансамбль состоял из головного убора, обитого бахромой и известного у южных великоруссов, начиная с XIX века. Молодые женщины носили этого головной убор вместе с комплексом одежды, включающих понёву — шерстяную юбку из нескольких кусков клетчатых тканей, известных и по археологическим материалам.
Рассмотрим костюм, надеваемый девушками во время женитьбы. Комплекс одежд состоит из головного убора, украшенного височными кольцами на лентах. Свадебные костюмы включают элементы костюма обычного городского жителя. К примеру, украшение в виде нашивок из шелковых лент, расшитое шелковое оплечье, украшенное бляшками, стеклянные браслеты, мягкие башмаки в качестве обуви, а также украшенную бляшками шерстяную ленту головного убора. По материалам, найденным при раскопках крестьянских погребений, костюм девушек, выходящих замуж дополняло специальной полотенце из редкой ткани, которое изготавливали только по случаю свадьбы или смерти.
Выдающийся советский и российский археолог Е.А. Шмидт (1920-2019) на основе материалов из погребальных курганов кривичей, восстановил традиционный женский костюм. Он состоит из высокого головного убора, украшенного бляшками. Своим строением такой головной убор напоминает кокошник и призван скрывать волосы женщины. Его украшали ромбощитковые височные кольца, крепившиеся на круглых крючках из бересты, а также височными кольцами, напоминающими браслеты. На груди женщины носили большое количество украшений, начиная от яркого сочетания различных бус и подвесок из металла, заканчивая оплетением цепями и подвешиванием бубенчиков. В качестве повседневной верхней одежды использовали длинные рубахи с нанесённой на них вышивкой. Поверх рукавов рубах носили браслеты. В качестве обуви — мягкие кожаные башмаки.
Судя по материалам, найденным во время раскопок Суздальского некрополя, мужской костюм в своей основе имел короткую рубаху со стоячим воротником. Воротник, пояс и рукава рубах украшали шитьём. Однако, согласно фрескам и другим изобразительным материалам, в ходу были и длинные рубашки. Основываясь на результатах исследований искусствоведов В.И. Антоновой (1907-1993) и Н.Е. Мнёвой (1902-1968), можно утверждать, что подобные рубахи зачастую украшались узорами и лентами на подоле, опястьях и груди.
Во время раскопок культурных слоёв на территории Ивановской области выдающимся советским археологом К.И. Комаровым (1926-2016) было обнаружено нагрудное прямоугольное украшение, сохранившееся в прекрасном состоянии.
По аналогии с гуцульским полушубком, рассмотренным Б.А. Рыбаковым, был реконструирован и элемент верхней зимней одежды. По утверждению советского учёного-этнографа Г.С. Масловой, изобретение верхней одежды с запахом на левую сторону (наподобие косовороток), было призвано отличить верхнюю одежду соседей от одежды «своих».
Интересным будет отметить, что ношение одежды с запахом на левую сторону известно ещё со времен Радзивилловской летописи (XV век), где на миниатюрах были изображены братья-основатели Киева. Мужские костюмы XII века дополняют сапоги, форма которых восстановлена по материалам, найденных во время раскопок культурных слоёв Новгорода и Пскова.