Древнерусская вышивка: виды и символическое значение её мотивов
С вышивкой знакомы все: украшение готовых изделий из ткани узорами или орнаментами с помощью иглы и нитей существует тысячи лет. В тонкой и кропотливой работе мастера или мастерицы издавна проявлялись художественный вкус и творческое умение; орнаменты и подбор цветов на вышивке наделялись определённым значением. В вышивках отражались природа и быт народов, их мечты и религиозные представления; вышивки несли информацию о людях и об обществе, в котором они жили.
Как появилось и развивалось искусство вышивания
Вышивка зародилась в эпоху древнейших цивилизаций как вид практического рукоделия: ритмично расположенными стежками сшивали части одежды. Инструментом служила костяная игла, в ушко которой вставляли жилы животных, скрученную траву или волосы. Вышивание как вид творчества, создавшего художественные образы и имевшего эстетическую направленность, впервые появилось в Египте или Китае, где овладели мастерством окрашивания нитей и в вышивку стали добавлять шёлковые, золотые и серебряные нити. Сложным искусством вышивания тяжёлыми золотыми нитями владели как женщины, так и мужчины. С Востока вышивка начала своё триумфальное шествие по всему миру; каждый народ, применяя разнообразную технику и мотивы и придавая особое значение вышиваемым орнаментам, внёс свою лепту в общую картину вышивок.
Орнаменты древнерусской вышивки
На Руси вышивка, как свидетельствуют археологические находки, появилась в IX-X веках. Самой ранней из сохранившихся на Руси вышивок X века считается черниговская, обнаруженная в кургане Чёрная могила: это вышивка растительного орнамента, выполненная на привозной шёлковой ткани золотной нитью. Вышитые ткани XI- XIII веков были обнаружены при раскопках в северных областях Руси – в Вологодской, Новгородской, Псковской, Архангельской землях. За давностью лет установить точные названия орнаментов и мотивов древнерусской вышивки не удалось: через несколько столетий один и тот же орнамент в разных регионах России стал носить разные названия. Так, ромб с удлинёнными сторонами в Тверской губернии носил название «ластоцкино гнездецко», а в Рязанской губернии – «репей». Но выявлены наиболее устойчивые элементы вышивки, сохранившиеся со времён языческой Руси: геометрические фигуры, образы птиц, зверей, дерева, женщины и всадников. Первые орнаменты состояли из геометрических узоров: ромбов, квадратов, треугольников, крестов, розеток.
Со времён древних славян изображению орнамента и фигур придавалась охранительная функция, поэтому вышивку помещали на одежду рядом с теми участками тела, через которые, по поверьям, чаще всего проникали тёмные силы: у горловины, у запястья, на груди, у ног по низу одежды, у головы и лица на головных уборах.
В древнерусском крестьянском хозяйстве едва ли мог найтись лишний кусочек ткани и цветные нитки для вышивки, поэтому долгое время на Руси вышивание не получило большого распространения. Тем не менее, вышивка существовала и в народной среде – об этом свидетельствуют найденные археологами многочисленные фрагменты древнерусской одежды с элементами вышивки, например, на лентах для девушек, на отделке горловины для рубашек и на воротниках. Вышивали на тканях изо льна, полотна, шерсти и полушерсти. В семьях знати или богатых купцов вышивку делали на привозных дорогостоящих тканях – кумаче, атласе, шёлке, парче, тафте.
Символизм древнерусских орнаментов и цветов
Узоры и фигуры на вышивке появились не просто так: каждому элементу орнамента придавалось магическое значение, а ритмичное повторение узора в орнаменте было призвано усилить его символизм. В искусно выполненной вышивке оценивалась не только лицевая сторона, но и изнаночная, которая не должна была иметь узелков и видимого переплетения нитей, что снижало бы символическое значение вышивки. С течением времени узоры усложнялись, приобретали местные черты и новые символические смыслы. Но некоторые толкования значения орнаментов остались неизменными.
Ромб считался символом засеянного поля и плодородия; в различных вышивках он мог означать растение, женщину и землю.
Крест: равноконечный крест означал солнце с расходящимися лучами; коловрат показывал вращение солнца.
Круг или розетка – символ солнца и солнечного божества являлся знаком очищения и охраны.
Дерево на вышивке символизировало древо жизни, древо познания и мироздание, где крона это небо, корни – подземный мир, а ствол соединял небесный и подземный миры. Разновидностью дерева в вышивке являлась ёлочка, символизирующая не только древо жизни, но также природу и лес.
Конь как символ аграрного культа представлен в виде весело бегущих кудрявых коньков, сказочных крылатых коней, коней-птиц, коней-львов, связанных с солярными символами. По поверьям северных народов лось, олень приносили счастье и веселье.
Птица была связана с солнцем и небом; вышитая пара голубков символизировала свет, тепло и счастливый брак; петушки и курочки – семейное благополучие. На севере Руси особо почитался лебедь; пара лебедей сулила семейное счастье. Символизируя небо, птицы считались также воплощением душ умерших.
Женщина в вышивке это образ рожаницы, берегини, Мокоши. «Мать- сыра земля» изображалась как женщина с поднятыми вверх руками, держащими птиц; внутри неё произрастало дерево, а внизу зубчатыми или волнистыми линиями показана вода.
Мужчина-всадник на коне, окружённый солярными знаками и более мелкими фигурами, символизировал защиту для всего окружения.
Лев и барс как символы мощи и власти располагались на мужской одежде.
Большое смысловое значение в вышивке, как и в изобразительном искусстве, имела цветовая гамма. Самыми распространёнными цветами в вышивке считались красный, белый и синий.
Красный – цвет жизни, символизировавший радость, красоту, теплоту и солнце, использовался в вышивках повсеместно; часто он сочетался с белым и контрастным чёрным цветами.
Белый цвет олицетворял чистоту и непорочность; особую прозрачность и нежность имела вышивка белыми нитками на белом фоне ткани с разреженными нитками.
Синий (голубой) считался Божественным цветом. Цвета неба и воды означали чистоту и легкость, но вместе с тем символизировали вечность и устойчивость. С XVII-XVIII веков преобладание синего цвета стало характерным признаком вышивки из Рязани.
Жёлтый цвет ассоциировался с солнечным светом, означающим радость и весну.
Зелёный цвет на вышивке олицетворял бессмертие, цветение природы и жизни.
Чёрный – цвет траура и символ печали, но мог применяться и как обрамление вышивки.
Золотная древнерусская вышивка
Приметой русского вышивального искусства X-XII веков стала золотная вышивка или золотошвейное искусство. Техника золотной вышивки пришла на смену византийской вышивки золотыми нитями, изготовленными из тонко нарезанного листового золота. Постепенно тяжёлые нити из чистого золота стали заменять серебряными позолоченными нитями или нитями изо льна или шёлка, покрытыми сусальным золотом – их и называли золотными нитями. В таких нитях содержание золота составляло 2-3 процента, что делало их лёгкими и удобными для вышивания. Золотная вышивка применялась для украшения икон, обложек церковных книг и предметов церковного обихода, затем она появилась на облачении священнослужителей, на одежде знатных людей и в интерьере богатых домов. Такое украшение часто включало использование речного жемчуга, ставшего особенностью русской вышивки.
Золотым шитьём, использующим дорогостоящие нити и ткани и получившим название «царской вышивки», занимались женщины из княжеских и царских семей. Первое в Европе женское училище, учреждённое сестрой Владимира Мономаха княжной Анной (Янкой) в 1086 году в киевском Андреевском монастыре, обучало девочек грамоте и золотошвейному делу. В вышивальных мастерских княгинь и цариц работало до ста мастериц- золотошвеек.
Вышивка золотыми и серебряными нитями требовала участия большого количества людей: художников (знаменщиков), которые прорисовывали фигуры на ткани; травщиков, прорисовывавших контуры пейзажа; словописцев, каллиграфически выводивших надписи на полотно; мастериц, специализировавшихся на определённом виде вышивки. Не каждую мастерицу допускали к золотошвейному делу, которое требовало особого духовного сосредоточения и молитвы; при каждом стежке мастерица должна была просить божьего благословения: при погружении нити в ткань следовало произнести: «Господи», при вытягивании нити – «благослови».
Лицевое шитьё
Один из видов вышивки на церковных полотнах назывался «лицевым» так как предназначался для изображения святых ликов на иконе или плащанице. Лицевая вышивка, которую часто называли «живописью иглой», воспроизводила также сцены из Библии и жития святых отцов на церковном убранстве: плащаницах, хоругвях, покровах для алтарных престолов, иконостасах для военных походов и на многих других священных предметах. Для шитья использовались дорогие ткани, золотые и серебряные нити; вышивки украшались драгоценными камни: жемчугом, сапфирами, рубинами и изумрудами. Вышивальщицы работали в «светлицах» – мастерских для рукоделия, которые имелись в каждом богатом доме Руси, включая княжеские и царские. Законченные изделия дарили церквям и монастырям.
С XVII века в связи с развитием суконного производства на Руси вышивание получило большое распространение и стало доступным для всех сословий.
Со временем магическое значение вышивок уступило место эстетическому, но всегда красота узоров воспринималась как благожелательность и пожелание добра. Вышивка – это не только творчество, позволяющее создавать шедевры или приятные для глаз изделия, это и способ духовного самовыражения, доступный каждому. Ручная вышивка, как установлено учёными, активизирует работу правого полушария, развивает мелкую моторику и память, вырабатывает внимательность и сосредоточенность, успокаивает нервную систему и вносит душевную гармонию.