Древнерусские пословицы и загадки

Древнерусские пословицы и загадки


Пословицы или краткие изречения с законченной мыслью первоначально были важной частью рассказа, песни или сказки; предназначение пословиц – передать суть и мораль повествования. Древнерусские пословицы и поговорки отражали исторические события и верования славян, их нравственные и моральные принципы, бытовые и семейные устои.

Пословицы Древней Руси

Часть древнерусских пословиц были записаны в летописях. Так, хорошо известные слова «Мертвые сраму не имеют» дошли до нас из «Повести временных лет» (X век), а пословица «Бог, если хочет наказать человека, отнимет у него ум» – из Ипатьевской летописи (XII век). Народная мудрость «Лучше на своей земле костьми лечь, чем на чужой славу иметь» получила распространение также из летописей.

По пословицам можно проследить исторический путь страны. Пословица «Егорий да Влас всему хозяйству глаз» отражала период многобожия на Руси, «Взял боженьку за ноженьку, да об пол» – низвержение кумиров, «Бог не в силе, а в правде» – христианские верования. Пословица «Не раздавивши пчёл, мёду не едать» свидетельствовала о народном желании подавить своеволие бояр; «Не вовремя гость хуже татарина» говорила о тяготах монгольского ига.

Изучать и классифицировать древнерусские пословицы начали в XVIII веке. Оказалось, что они отражают все стороны жизни Древней Руси. Так, отношение к земледелию выражено в следующих пословицах:

  • «Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова»,
  • «Мужик умирать собирайся, а земельку паши».

О семейных отношениях в древнерусскую эпоху можно судить по пословицам

  • «Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу»,
  • «Жена мужу пластырь, а он ей пастырь»,
  • «В лесу медведь, а дома – мачеха».

Изречения показывают, что в старинном обществе высоко ценилась честность:

  • «Засыпь правду золотом, а она всплывёт»,
  • «Правду со дня моря выносит»,

но в пословицах чувствуется и разочарование в стремлении народа найти правду:

  • «Была, сказывают, и правда на свете, да по селочам в разновеску ушла»,
  • «Что мне законы: мне судьи знакомы»,
  • «Конь любит овёс, а воевода принос».

Из пословиц можно узнать о разделении общества на социальные группы:

  • «Чёрен мак, да бояре едят»,
  • «Богатство с деньгами, голь с весельем»

и о видах одежды

  • «Кафтан золотой, а душка – полушка»,
  • «В своей сермяжке никому не тяжко».

Историческую картину древнерусского быта дополняют пословицы о единицах измерения:

  • «Фунт пуду должен уступить»,
  • «На аршин борода, да ума на пядь»

и о наименованиях денежных единиц тех времён:

  • «Мал золотник, да дорог»,
  • «Гроша не стоит, а глядит рублём».

Древнеславянская житейская мудрость справедлива для всех времён: «Не бойся той собаки, которая лает, а бойся той, которая исподтишка кусает».

Древнерусские загадки

Древнерусские загадки


Много веков назад загадки употреблялись не только для развлечения и состязания умов, они могли прозвучать и на дипломатической встрече и при тайном общении с нужными людьми – в таких случаях о предмете или явлении говорилось иносказательно. Неумение понять заложенную в речи загадку могло стоить жизни: так случилась с послами древлян, которые не поняли смысл предложения княгини Ольги лечь в ладью – в таком виде их обещали внести в Киев. Согласно летописям, ладья была атрибутом погребального обряда – туда помещали лежащие тела мёртвых людей. Древляне же, казнившие мужа Ольги князя Игоря, решили, что они прощены, не обратили внимания на загадку княгини и наутро ладью с лежащими там послами внесли в Киев, бросили в яму и похоронили там.

Примером тайного смысла военных переговоров может служить общение князя Ярослава с помогающим ему киевским воеводой во время борьбы со Святополком. Ярослав, опасаясь начать битву, сообщал тайному помощнику: «Мёду мало варено, а дружины много», на что киевлянин ответил князю «Хотя мёду мало, а дружины много, но к вечеру нужно дать» – Ярослав понял иносказание, ночью начал наступление и победил.

Загадки можно найти в древнерусских повестях. К примеру, в «Повести о Басарге» записана такая загадка: много ли от востока до запада? (Ответ: от востока до запада 12 часов, от запада до востока солнца 12 часов, всего в дни и ночи 24 часа). Слова Февронии из «Повести о святых Петре и Февронии Муромских», к которой пришел гонец от князя Петра: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей» – тоже загадка, Феврония хотела этим сказать, что у неё в доме нет собаки (ушей) и ребёнка (очей), которые предупредили бы её о визите гостя.



Обрядовое значение загадок было связано с занятиями и с традициями славян. Так, охотникам полагалось не называть своими словами место и цель охоты, чтобы не спугнуть удачу – тайный язык не будет понятен природе, и она не сможет воспрепятствовать охоте. Загадками для жениха сопровождался свадебный обряд – войти в комнату невесты жених мог, только отгадав загадки.

По поверьям, древнерусскому человеку могли задать загадку ожившие тёмные силы природы. Русалка, например, могла защекотать до смерти мужчину, если её загадка оставалась без отгадки. Пример русалочьей загадки: «Что растёт без коренья?» (Камень).

Загадка в виде граффити была обнаружена советским археологом М.К. Каргером (1903-1976) при раскопках церкви в Новогрудке (Гродненская область). Надпись гласила: «Дважды рождён в теплую одежду; а не учившись, часы отпевает» (Петух, появившийся из яйца, которое снесла курица).

Тематика древнерусских загадок была самой разнообразной, их список безграничен. Приведём некоторые примеры.


Загадки о небесах и земле

  • Два быка бодутся, вместе не сойдутся (Небо и земля).
  • Постелю рогожку, посею горошку, положу калач, никому не взять (Небо, звёзды, месяц).
  • Черная корова весь мир поборола (Ночь).

Загадки о явлениях природы

  • Шёл долговяз – в сырую землю увяз (Дождь).
  • Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберёт (Град).
  • Тур ходит по горам, турица-то по долам, тур свистнет, турица-то мигнёт (Гроза).

Религиозная тема (после принятия христианства)

  • Живой мёртвого бьёт, мёртвый голос издаёт, на крик его народ идёт (Колокол).

Загадки о доме и земле

  • Всех кормит, а сама есть не просит (Земля)
  • Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены (Снопы).
  • Мать толста, дочь красна, сын храбёр, в небеса попёр (Печь, огонь, дым.).



Для загадок у древнерусских жителей существовало определённое время: их можно было загадывать после окончания осенних полевых работ, вечером, в кругу семьи или на посиделках. Нарушение этого правила могло привести к потере или гибели скота, или же человек мог сам заблудиться в лесу.


Рекомендуемые статьи

Исторические знания в Древней Руси

Исторические знания в Древней Руси

Современному человеку получить знания по истории просто: в его распоряжении огромное количество источников – книги, интернет, средства массовой информации, музе..

Сказки Древней Руси

Сказки Древней Руси

Слово «сказка» уносит каждого в волшебный мир, где природа оживает, где звери имеют собственные характеры и привычки, похожие на человеческие, где герои на пути..

Мифология Древней Руси

Мифология Древней Руси

Наука о мифах (мифология) представляет мифы как наследие древнейших знаний и как систему повествований, имеющих священное значение. Тематика мифов (греческое сл..

Литература Древней Руси

Литература Древней Руси

Древнерусская литература (X-XVII веков) явилась началом для развития всемирно известной русской литературы. Необыкновенно поэтичная по языку и своеобразная по т..

Былины Древней Руси. Часть 1. Киевский цикл

Былины Древней Руси. Часть 1. Киевский цикл

Былины или народный эпос в стихотворной песенной форме появились на Руси в X-XI веках в период становления и расцвета Киевского государства. В ранние времена бы..

Былины Древней Руси. Часть 2. Новгородский цикл

Былины Древней Руси. Часть 2. Новгородский цикл

Своеобразие новгородских былин выделило их в отдельный вид народных песенных сказаний, отличающихся своими сюжетами и главными действующими лицами. События в бы..

Традиции русского гостеприимства

Традиции русского гостеприимства

Слово «гость» появилось во времена далёкой древности: из индоевропейских языков «ghostis», означавшее «чужак, чужеземец» и относившееся к незнакомцу, пришедшему..