Древняя Русь. Элементы одежды: воротники, ожерелья, оплечья, барма, опястье
Подробное описание древнерусской средневековой одежды дано в цикле статей, посвящённых этой теме, где подробно описываются как костюм в целом, так и некоторые элементы одежды горожан и сельских жителей, а также представителей княжеских родов. В данном обзоре речь пойдёт об уникальных элементах одежды, развитие которых определило самобытный образ древнерусского костюма.
Детали одежды. Воротники
Исследователи, занимающиеся историей одежды, считают, что воротники как деталь одежды появились в средние века. Это подтверждается археологическими находками, обнаруженными при раскопках погребений, датируемых концом XI- началом XII в. Подробное описание артефактов приведено в работах известных российских археологов М.А. Сабуровой (1928- 2011) и М.В. Седовой (1930-2004). Учёными установлено, что к самому распространённому типу воротников в этот период относятся воротники-стоечки с разрезом слева. Меньшее количество находок относится к воротникам, имеющих форму каре; единичные находки относятся к воротникам трапециевидной и округлой формам. По найденным пуговкам был сделан вывод, что застёжка обычно располагалась слева. Стоячие воротники были характерны как для мужской, так и для женской одежды. Для придания воротникам жёсткости в качестве основы использовались береста или кожа.
Для украшения воротников использовались византийский шёлк, золототканые ленты, вышивка, сделанная из золотных нитей или из шёлка. Иногда по верхней части ворота располагалась орнаментальная полоса. Жемчужная обнизь была найдена на одном из обнаруженных воротников.
Высота стоячих воротников – от 2, 5 до 4 сантиметров; разрез располагался слева. Способ прикрепления воротников к одежде удалось установить по проколам, оставленным иглой по низу воротника: деталь пришивались к основной одежде. На изнанке воротников были обнаружены остатки ткани, позволившие предположить, что основная одежда состояла из растительных волокон или шилась из шёлка.
Российские этнографы Л.Н. Молотова и Н.Н. Соснина, установили, что в русской одежде XIX-XX веков присутствовали такие же формы воротников, какие были найдены в суздальских погребениях. Такая преемственность характерна для традиционных русских костюмов: в косоворотках были воспроизведены стоячие воротники, а воротники в виде каре или трапеции повторились в нарядных свадебных рубахах. Сходство косовороток с суздальскими воротниками прослеживается в размерах (высота стойки от 2,5 до 3 сантиметров), в месторасположении застёжки, в наличии вышивки. Стоячие воротники XIX-XX в. дополнительно застёгивались на фабричные пуговицы, но застёжка, имеющая форму пуговки с овальным ушком, пришитой справа, напоминала суздальские образцы.
На примере суздальских находок можно проследить распространение по Древней Руси определенных форм воротников: похожие изделия были обнаружены во многих других памятниках. Стоячие воротники применялись при шитье как мужской, так и женской одежды. Археологической экспедицией К.И. Комарова (1926- 2018) в 1975 году было подтверждено, что форма каре была больше характерна для воротников в мужской одежде. При раскопках в Старой Рязани, проведенных в 1977 году археологами во главе с В.П. Даркевичем, был обнаружен воротник в форме трапеции. В обеих экспедициях было установлено, что воротники были изготовлены из золототканой ленты.
Анализ обнаруженных находок позволил сделать вывод, что воротники как важная деталь одежды были широко распространены в одежде древнерусских жителей. Наибольшее распространение во всех видах одежды получили стоячие воротники, имеющие разрез с левой стороны. Высота воротников варьировалась от 2,5 до 7,5 сантиметров; большое значение придавалось орнаментированию воротников жемчугом, вышивкой, бляшками. Территория их распространения обширная: от Смоленска до Старой Русы.
Михайловский клад в Киеве дал материал по изучению воротников на различных видах одежды; исследованием занимался советский историк искусства А.С. Гущин (1902-1950) в 1936 году. Детальное описание наиболее распространённых форм и видов воротников было сделано в работах известного археолога М.В. Фехнер (1909-1996).
Другим важным выводом при изучении воротников является доказательство преемственности одежды более позднего времени с древнерусской одеждой. Г. С. Маслова (1904-1991), советский учёный-этнограф, высказала предположение, что высокие стоячие воротники повлияли на формирование дальнейших типов русской одежды, в частности, двубортной. Такую одежду можно увидеть на миниатюрах Радзивилловской летописи.
Ожерелья и оплечья
Одним из компонентов одежды, подчеркивающих своеобразие древнерусского костюма, являлось ожерелье; другое его название «ожерелок». Эта деталь являлась шейным украшением, которое носилось поверх одежды. Ожерелья хорошо отображены на фресках, что позволило искусствоведам прийти к однозначному выводу, что эта швейная деталь входила в набор одежды высших кругов древнерусского общества – князей и бояр.
Ожерелье как элемент одежды появилось в XI веке. По мнению российского археолога М.А. Сабуровой к началу XIII века ожерелья получили широкое распространение и стали доступны для большинства населения. По сведениям из письменных источников, ожерелья или ожерелки входили в комплект как мужской и женской, так и детской одежды.
Ожерелки, располагаясь вокруг шеи в верхней части костюма, не пришивались к основной одежде. Как и воротники, они богато орнаментировались вышивкой или золототканой лентой, но, по свидетельству советского археолога М.В. Фехнер, каймой украшался как верх, так и низ данной детали одежды. Нарядный вид ожерелкам придавали вышивки или жемчужные или бисерные вставки, а также колодочки и бляшки. Бляшки декорировались камнями или разноцветными стёклами.
Отдельным видом данного компонента одежды являлись стоячие ожерелья, по конструкции напоминающие воротники: для придания прочной формы под ткань изделия подкладывались твёрдая береста или кожа.
Данный вид ожерелий перешел в народную одежду XIX-XX веков – такой вывод сделали российские этнографы Л.Н. Молотова и Н.Н. Соснина. Изображение фигур со стоячими ожерельями часто встречается в изобразительном искусстве, в частности, на фресках. Изучение одежды на фреске Кирилловской церкви в Киеве подтверждает данный факт: фреска XII века изображает святую Ефросинью в богатом одеянии со стоячим ожерельем, застёжка которого находится в центре изделия.
Барма
На наряде святой Ефросиньи обнаруживается еще одна важная деталь одежды: оплечье, которое часто называют бармой. По мнению археолога Г.Ф. Корзухиной (1906-1974), предназначение бармы или широкого оплечья заключалось в том, чтобы покрыть плечи, спину и грудь. Материалы раскопок 1910 года, а также фрески Киево-Софийского собора, датируемые XI веком, предоставили обширный материал для изучения деталей одежды искусствоведами и историками. Описания сохранившихся в киевском соборе фресок, сделанные советским искусствоведом В.Н. Лазаревым (1897-1976), подтвердили мнения ученых, что оплечья были характерны как для мужской, так и для женской одежды.
Оплечья, обнаруженные в Чернигове и Киеве, были украшены вышивкой и бляшками. Для вышивки применялись золотные нити. Бляшки имели вставки из сердолика и цветного стекла и были пришиты не только к оплечью, но и к подолу платья.
Курганные находки показали, что оплечьями украшалась одежда и сельских жителей, но простонародная одежда не имела таких роскошных украшений, как оплечья знати. Экспедиции под руководством археолога М.В. Фехнер описали несколько находок оплечий, обнаруженных в различных регионах. Одно из изделий было выполнено из недорогой шёлковой ткани, украшение которой составляло шитьё; домотканая ткань платья свидетельствовала о невысоком достатке его обладателя. Другой фрагмент оплечья был обнаружен при раскопках кургана, датированного XII веком, у деревни Новленское в Подмосковье в 1969 году: он представлял собой кусок шёлковой ткани с золотной вышивкой. Рисунок вышивки изображал розетки из четырех лепестков, внутри которых находились бляшки из позолоченного серебра с дырочками для пришивания. Особенности еще одной находки у города Пушкино позволили М.В. Фехнер идентифицировать ее как «вошву», то есть вшитого фрагмента ткани с другой фактурой. Прямоугольный фрагмент детали, украшенный золототканой лентой, составлен из нескольких образцов ткани. Вышивка, изображающая четыре дерева, выполнена золотной и шёлковой нитью.
Опястья или поручи
К элементам украшения одежды относятся также опястья, называемые зарукавьями или поручами (поручьями): ими украшали низ рукава. Хотя в памятниках найдено ограниченное количество опястий, об их внешнем виде можно судить по фрагменту, обнаруженному в гробнице князя Владимира Ярославовича (XI век). Артефакт описан реставратором М.П. Рябовой: опястье прямоугольной формы было изготовлено из атласной ткани красного цвета с золотным шитьём и сложным орнаментом. Длина опястья – 23 сантиметра, ширина – 4,5 сантиметров. Орнамент составлен из переплетения кринов, фигур в форме сердца и ростков.
Другая форма опястья – трапециевидная – описана реставратором Л.И. Якуниной (1888-1967), которая изучала опястья одежды святого Варлаама Хутынского. Важным дополнением к украшениям, характерным для ранее описанных прямоугольных форм, здесь явилась жемчужная обнизь.
В курганных раскопках археологами было обнаружено всего одно опястье. Исследователи объясняют этот факт тем, что привозные ленты были дорогими и использовались преимущественно для украшения воротников. Один найденный фрагмент рукава, обнаруженный в кургане в Московской области, был описан М.В. Фехнер. Образец опястья, украшенного золототканой лентой, находился на предплечье.