Энколпион-квадрифолий «Распятие с предстоящими и Николай Чудотворец» – предмет личного благочестия 15 века, обнаруженный в московском регионе. Выполнен из медного сплава с использованием техники литья. Тип энколпиона – квадрифолийный.
Традиционно со времён Киевской Руси на лицевой стороне энклопионов изображался распятый Иисус Христос, слегка изогнутый на кресте. Медальоны, сопровождающие левую и правую сторону поперечной перекладины креста, содержали поясные изображения Божьей Матери и одного из двенадцати апостолов – Иоанна Богослова.
Энколпион имеет квадратное средокрестие и широкие равновеликие лопасти с круглыми и овальными медальонами.
На лицевая створке описываемого артефакта в квадратном средокрестии изображена сцена Распятия Христова. Слева и справа от распинаемого Спасителя виднеются ростовые фигуры предстоящих: Божьей Матери и апостола Иоанна Богослова.
Верхний и нижний овальные медальоны содержат поясные образы архангелов – Михаила и Гавриила. В боковых круглых медальонах – неизвестные избранные святые, размещённые в пол-оборота к сцене Распятия.
Оборотная створка энколпиона-квадрофолия в средокрестии содержит поясной образ Николая Чудотворца
Традиционно небольшая голова святителя обрамлена короткой бородой, лоб высокий. Святитель держит в левой руке Новый Завет, пальцы правой руки образуют благословляющий жест.
В боковых, верхнем и нижнем медальонах поясные образы избранных святых и архангелов.
Оглавие выполнено в виде бочонка, с утолщением посередине. Оглавие имеет широкое горизонтальное отверстие для шнура или цепочки. Снизу оглавие крепится к верхней части энколпиона с помощью двух петель, входящих между петлями верхней оконечности креста. Петли скреплены штифтом.
Энколпион-квадрифолий «Распятие с предстоящими и Николай Чудотворец» – нечастый коллекционный экземпляр (шестая категория редкости); полные аналоги описаны в специализированной литературе, подобные экземпляры представлены в крупных и средних частных и музейных коллекциях.
Экспонат находится в нормальном состоянии: геометрия и форма предмета несколько нарушены; металл тусклый, покрыт серовато-зеленоватой патиной; рельеф в хорошем состоянии, мелкие детали не сохранились; оглавие присутствует, но прикреплено на восстановленный латунный штифт; в створках видны сквозные истончения металла.