Феодальная Русь XII-XIV веков
К XII веку на древнерусской территории сложилось государство со сформированными феодальными отношениями. Это означало, что господствующей социальной группой или классом были феодалы – владельцы земельного участка или дохода (феода). Период феодальной раздробленности (начало XII века – конец XIV века) негативно сказался на развитии созданного первыми князьями древнерусского единого государства, прервав формирование внутреннего рынка и сделав Русь слабой перед лицом внешних врагов. С другой стороны, самостоятельность княжеств способствовала уникальному развитию каждого из них, дав толчок совершенствованию политической системы, социальной структуры и культуры каждого княжества.
Политическая система раннефеодальной Руси в период раздробленности
Политическая и социальная структура в разобщённых княжествах почти не претерпела изменений по сравнению с предыдущим периодом, но вассальная зависимость местных князей от киевского князя была ослаблена. Удельные князья стали именовать себя великими князьями – раньше этот титул принадлежал только киевскому князю. Изменилась и направленность политики местных князей – они начали бороться не столько за власть в Киеве, сколько за расширение своего княжества за счёт соседних княжеств.
Опорой власти местных князей были дружинники, в обязанности которых входила защита княжеской собственности в мирное время и участие в захвате новых земель при проведении военных походов. Изменился статус дружинников: они стали не только воинами, но и мелкими феодалами, которые за службу получали от князя землю или часть дохода.
Совет при князе (Боярская дума) состоял из знатных дружинников, местной знати и представителей городов. Иногда в думу входило духовенство. В ведении Боярской думы находились все вопросы внутреннего и внешнего управления, включая объявление войны и подписание договоров.
Боярская знать превратилась в крупных феодалов-землевладельцев. Младшие дружинники состояли на службе в аппарате управления: мечники ведали судебными делами; вирники – штрафами, данники – сбором поземельных податей, мытники – сбором торговых пошлин.
Значительное место в управлении и распределении земель имела церковь, которой принадлежали не только земли, но и целые деревенские поселения. Церковь имела право осуществлять судебные функции.
Исполнительная власть была представлена посадниками (наместниками великого князя в городах) и тысяцкими (главами ополчения и судебных органов по торговым делам). Все главные посты занимали представители боярской знати.
Особая политическая система сложилась в Новгороде, имевшим выгодное географическое положение на пересечении торговых путей и обладавшим громадным земельным фондом. Первоначально Новгородом владели великие киевские князья, но после победы новгородских бояр, восставших в 1136 году против власти Киева, в Новгороде была установлена боярская республика. Такой же политический строй сложился в Пскове, который ранее входил в состав Новгородской земли.
Новгородский князь не обладал полнотой власти, а приглашался лишь для представительских функций и для организации обороны города. За два века в Новгороде было приглашено и изгнано 58 князей. Высшим органом власти считалось народное собрание – вече, в котором решающая роль отводилась боярству, выделявшемуся не знатностью, а своим богатством.
Высшая власть в боярской республике принадлежала боярам, высшему духовенству и именитым купцам. Полнотой исполнительной власти обладали посадники и тысяцкие, но в отличие от других княжеств, в боярских республиках эти должности были выборными. Выборной была и должность владыки – епископа, а затем архиепископа новгородского.
Социальная структура древнерусского феодального общества
Древнерусское общество делилось на следующие группы:
- Высшая – князья, бояре, старшие дружинники, богатые купцы, высшее духовенство;
- Средняя – купцы среднего достатка и мастера – ремесленники;
- Низшая – беднейшие ремесленники и крестьяне.
Представители высшего слоя древнерусского общества обладали земельной собственностью или имели высокие доходы вследствие исполнения должностных обязанностей. Купцы высшего слоя, например, по поручению князей организовывали торговые экспедиции по сбыту дани, собранной князьями. Купцы среднего слоя были мелкими торговцами; часто они объединялись в торговые или семейные компании.
Особую группу в древнерусском обществе составляли ремесленники, обычно селившиеся на одной улице и объединявшиеся в профессиональные союзы – артели. Среди них выделялись мастера, обладавшие особым искусством изготовления разнообразной продукции на заказ; мелкие ремесленники, в основном, работали на рынок. К XI веку получили развитие около 60 видов ремёсел.
Самой многочисленной социальной группой было сельское население, живущее за счёт обработки земли. Оно делилось на общинников, сообща владевших землёй, и смердов, живущих на государственных землях. За пользование наделом свободные сельские жители платили князю дань и оброк и выполняли определённые работы (обустройство дорог, строительство мостов и т.д.). Существовала и группа зависимых селян, в которую входили закупы – те, кто брал купу (долг) и рядовичи, попавшие в зависимость после заключения договора (ряда). Практически на положении рабов находилась челядь или холопы.
В XIV веке на смену обозначения различных категорий сельского населения пришёл термин «крестьяне».
Культура феодальной Руси
Древнерусская культура, которая начала формироваться в эпоху становления Киевской Руси, во время феодальной раздробленности не исчезла, не измельчала, а поднялась на новый, более высокий уровень благодаря созданной древнерусской культурной основе, хотя монгольское нашествие нанесло большой урон зодчеству, живописи и ремеслу. Разъединение земель способствовало формированию новых центров культуры на Руси и образованию местных художественных школ.
Архитектура феодальной Руси
Большинство храмов, возводимых в княжествах в период раздробленности, были не такими монументальными, как в предшествующий период, что объясняется более ограниченными материальными средствами удельных князей. В основном это были одноглавые, четырёхстолпные сооружения, но материал, используемый при строительстве в разных княжествах, различался. В Киеве, Чернигове и Рязани основным строительным материалом был плоский кирпич, размером в 31 сантиметр, называемый плинфой. В Новгороде строили из известняка; во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской землях – из белого камня, из которого вырубались полуметровые блоки.
Во второй половине XII века Владимиро-Суздальская земля считалась самым могущественным русским княжеством. Притязания его князей на главенствующее положение на Руси нашли своё отражение в архитектуре. Расцвет местной архитектуры был связан с именами Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Близ Владимира, в Боголюбове, был воздвигнут большой дворцовый комплекс, соединённый с храмом. Во Владимире был построен величественный трёхнефный (неф – это продольная вытянутая часть храма, ограниченная колоннами) Успенский собор, который, по мысли князя Андрея, должен был стать общерусским храмом, подобно киевскому Софийскому собору. После пожара 1185 года храм был отстроен Всеволодом Большое Гнездо; собор стал пятинефным. Система арок придавала собору лёгкость и прозрачность.
Во внутреннем интерьере Успенский собор выглядел величественным и одновременно воздушным благодаря шести столбам и свободно обозримому пространству. Украшениями храма являлись скульптурные композиции у входа, искусная резьба на столбах, фресковая роспись на стенах, майоликовая плитка на полу.
Чувство ритма присущи ещё одному памятнику владимиро-суздальского зодчества – церкви Покрова на Нерли. По преданию, она была возведена Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне Изяславе. Церковь, построенная на возвышенном месте, поражает своей строгой и изящной красотой, которая достигнута не за счёт богатых украшений, а благодаря точно рассчитанным пропорциям и удачному использованию местного пейзажа. Небольшая церковь вытянута вверх, она белоснежна и воздушна, а её интерьер выглядит удивительно светлым.
Создатель первого капитального труда по русской истории В.Н. Татищев (1686-1750) сравнивал величие Андрея Боголюбского, построившего великолепные храмы и Золотые ворота, покрытые сверкающими листами меди и торжественно оформляющие княжескую часть города, с величием царя Соломона.
Парадный и торжественный белокаменный Дмитриевский собор во Владимире, построенный во времена правления Всеволода Большое Гнездо, благодаря кубической форме выглядит более монументально, чем церковь Покрова на Нерли; богаче в соборе и скульптурное убранство. Стены покрывают 600 рельефов, которые издали напоминают кружево. Изображения были призваны прославить русских князей и героев прошлого: царя Давида, Александра Македонского, а также всё живущее на земле – деревья, животных, птиц, этим создавая жизнеутверждающее начало.
Возвышение Москвы как центра Русского государства сопровождалось строительством каменных храмов, продолжавших традиции владимиро-суздальской архитектурной школы. Главные каменные постройки XIV века находились в Кремле: это были четырёхстолпные Успенский собор, собор Спаса на Бору и Архангельский собор. В XV веке Успенский собор был перестроен по проекту итальянского архитектора Фиораванти, взявшего за образец Владимирский Успенский собор.
Видное место в развитии архитектуры занимала новгородско-псковская школа мастерства. Примером нового типа монастырского строительного искусства новгородцев является церковь Спаса на Нередице, построенная князем Ярославом Всеволодовичем (XII век). Новый простой стиль отличался особой пластичностью, который стал знаком мастерства новгородских и псковских строителей. Немногочисленные, несимметрично расположенные окна и апсиды (выступы, примыкающие к основному зданию и находящиеся ниже его основной линии), придавали зданию строгость и необычность. Церкви, подобные храму Спаса Нередицы, были небольшими. К сооружениям такого же типа относились церкви Николы на Липне (XIII век) и Спаса на Ильине улице (XIV век) – они предназначались для посещения небольшой группой лиц, например, семьи.
Во второй половине XIV века, во время расцвета Новгородской республики, появился знаменательный архитектурный памятник – церковь Фёдора Стратилата на Ручье (на Фёдоровской улице), считающийся классическим примером новгородского зодчества данного периода. Церковь была построена в форме куба с четырьмя, широко расставленными столбами, придававшими храму монументальность, но храм выглядел лёгким за счёт расположения ниш и арок на фасадах. Ниши были расписаны фресками, сохранившимися фрагментарно. В оформлении здания использовались ранние стили: узкие окна со стрельчатыми завершениями носили отголоски романо-готической формы; кресты, вписанные в кладку – первоначального новгородского искусства.
Уникальное строение имеет Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове (XII век) – в основе храма лежит форма равноконечного креста. В росписи собора участвовали греческие мастера.
Киевская храмовая архитектура в период феодальной разобщённости становится проще и скромнее архитектуры периода расцвета Киевской Руси. Исключение составляла каменная церковь во имя архистратига Михаила, построенная князем Святополком Изяславичем в честь небесного покровителя воинства в 1108 году. При её возведении использовалась смешанная кладка из плинфы и каменных блоков. Церковь представляет собой шестистолпное строение с хорами, крещальней и пятнадцатью позолоченными главами, благодаря которым собор получил название «Златоверхий». Фрески и мозаика на стенах сочетались с мозаикой на полу, выложенном из красного шифера.
Живопись феодальной Руси
Живопись XII-XIV веков на Руси была составной частью интерьера храмовых сооружений. Обособление княжеств отточило мастерство местных школ, отличающихся друг от друга.
Новгородско-псковская художественная школа применяла простые и лаконичные приемы передачи изображений. Примером новгородской иконописи XII века являются иконы, воспроизводящие Нерукотворный Образ. Самой знаменитой иконой является «Спас Нерукотворный»; торжественный и строгий лик с иконы был перенесён на воинские хоругви русских войск.
Владимиро-суздальская школа сохранила мягкость и утончённость византийского способа изображения. Так, Максимовская икона Божией Матери (конец XIII века), изображающая Богоматерь с младенцем на руках, вручающей святительский омофор (ленту с изображением крестов) митрополиту Максиму, передаёт выразительность силуэтов с помощью плавных линий.
Известны имена живописцев, внесших огромный вклад в развитие русской иконописи. Знаменитый византийский иконописец Феофан Грек (1340-1410) расписывал новгородские и московские храмы; его фрески украсили церковь Фёдора Стратилата и храма Спаса на Ильине улице в Новгороде; в иконописи он явился автором образа Преображения и Успения Богоматери. Его фрески и иконы отличаются выразительностью образов и драматизмом. Яркость изображениям придаёт сочетание насыщенных цветов: красного, вишнёвого, тёмно-синего и тёмно-зелёного. Чудотворной считается икона «Богоматерь Донская» с «Успением Богородицы» на обратной стороне, выполненная в традиционных для Феофана Грека тонах с использованием золотой краски.
В конце XIV века начинается творчество Андрея Рублёва (60-е годы XIV века-1430), вместе с Феофаном Греком участвовавшего в росписи Благовещенского собора в Кремле. В своих живописных произведениях Андрею Рублёву удалось талантливо, скупыми средствами, передать душевные переживания изображённых персонажей. Его религиозные чувства в начале XV века воплотились в создание мирового шедевра – иконы «Троица». Светлыми красками великий живописец изобразил Святую Троицу. Позы и одеяния сидящих за столом различны, различно и их символическое изображение: за спиной Бога-Отца, создателя неба и земли, изображён дом, Бога-Духа Святого – гора, символизирующая духовное восхождение, а Иисус показан так, как его часто изображали – в вишнёвом хитоне и синем плаще. Одинаковые лики персонажей показывают их единство и неделимость. Композиция иконы, построенная по принципу круга, символа вечности и покоя, гармонично сочетающая линии, цвет и свет, вызывает чувство умиротворения.
Перечень творческих достижений Руси в XII-XIV бесконечен. Ко времени создания единого централизованного русского государства культурное развитие местных княжеств подготовило почву для общерусского культурного взлёта.