Фильмы о Древней Руси
Фильмы, показывающие события прошлых времён, относятся к жанру исторических; они могут быть художественными или документальными. Чем привлекают исторические фильмы, и стоит ли искать в них историческую правду? Какие отечественные полнометражные кинокартины посвящены истории Древней Руси?
Почему фильмы о прошлом являются привлекательными?
Отмечено, что в последнее время возрос зрительский интерес к историческому кино, которое сочетает информационно-познавательный и эстетический аспекты. Причину тяги зрителей к экранным историческим повествованиям о былых временах учёные видят в желании людей разобраться в событиях настоящего, обращаясь к прошлому, которое уже получило своё объяснение. Сопоставляя прошлое и настоящее, человеку становится проще отделить светлые стороны жизни от проявлений зла.
Кроме того, кинофильмы с определённым сюжетом и музыкально-звуковым сопровождением представляют визуальную и эмоциональную картину, что важно при показе прошлого, где человек никогда не был. Исторические деятели в кинематографе обретают своё лицо: достаточно упомянуть, что для многих поколений людей образ князя Александра Невского ассоциируется с внешностью актёра Николая Черкасова, сыгравшего Невского в одноимённом фильме. На советском и российском государственном ордене Александра Невского воспроизведён профиль его экранного образа.
Недостатком экранной передачи исторических событий является тот факт, что зритель видит их глазами создателей фильма, которые, следуя свободе творчества, зачастую пренебрегают передачей исторической достоверности в угоду увлекательности сюжета. Не последнее место в кинематографе занимают и пропагандистские цели. Что делать зрителю в такой ситуации? Смотреть и наслаждаться фильмом; экзамен по истории на его основе сдать не удастся, но кинематографические образы помогут создать яркие картины прошлого. Проверить факты можно по другим, научным, источникам.
Художественные полнометражные фильмы
В данной подборке отечественные исторические полнометражные фильмы (протяжённостью от 1,5 до 2 часов) расположены в хронологическом порядке, начиная с выпусков 1930-х годов. Анализ фильмов основан на мнении кинокритиков и зрителей. Телесериалы в список не включены.
Советская киноклассика (1930-1950 годы)
Фильмов о Древней Руси в этот период было создано немного, но они вошли в список лучших мировых фильмов и признаны мировой киноклассикой. Технические возможности индустрии киноискусства тех времён были ограниченными, но авторы фильмов кропотливо подбирали исторический материал, создавая на экране историческую достоверность; мастерски ставили сцены, передавая атмосферу прошлых времён; тщательно подходили к выбору актёров – это и определило успех фильмов на многие годы. Свобода творчества создателей фильмов ограничивалась историческими фактами.
Александр Невский (1938)
Приступая к созданию фильма, режиссёр Сергей Эйзенштейн, по его собственному признанию, имел в распоряжении только материалы нескольких летописей и музейные редкости: «обломки мечей, один шлем, да пару кольчуг». Подключив творческую фантазию, режиссёр использовал поэтическую, былинную форму повествования. Некоторые исторические несоответствия (в трактовке образа главного героя, в деталях знаменитых сражений) вызвали критику историков, но и современный зритель понимает и принимает условный язык фильма, где всё чётко разделено на чёрное (образы немецких рыцарей) и белое (воины русского войска). Психологические оттенки фильма заставляют зрителя волноваться и переживать, а эффектный финал фильма со словами Александра Невского: «Русь жива! Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет» стал девизом русского государства на всём протяжении его истории.
Иван Грозный (1944, 1945)
В последнем фильме С. Эйзенштейна киноведы видят азбуку кино и кинематографический шедевр, зрители – мрачную эпоху становления тирании Ивана Грозного. Режиссёр показал истоки тирании – они в одиночестве царя, который в юные годы был лишён любви и заботы. В зрелые годы он потерял любимую жену, испытал предательство друга – Андрея Курбского. Окружённый созданными им отрядами жестоких опричников, Иван Грозный не находил утешения ни в чём.
Садко, фильм-сказка (1952)
В фильме впечатляет всё: сюжет, игра актёров, музыка и танцы. Режиссёр А. Птушко сумел создать настолько красочную картину приключений новгородского купца, побывавшего в царстве морском, что сюжет был позаимствован Голливудом. В 1962 году перемонтированная Голливудом картина вышла под названием «Волшебные приключения Синдбада».
Илья Муромец, фильм-сказка (1956)
Режиссёр-сказочник А. Птушко сумел использовать возможности широкого экрана и стереофонического звука для показа прекрасных пейзажей родной земли – широких рек, дремучих лесов и светлых лугов. Батальные сцены сражений Ильи Муромца с врагами держат зрителя в напряжении, победы могучего богатыря вызывают восторг.
Хождение за три моря (1958)
В советско-индийском фильме была показана реальная история необыкновенных приключений купца Афанасия Никитина, которого судьба забросила в далёкую Индию. Мастерски представленная восточная экзотика создала дополнительную привлекательность для зрителей.
Советские фильмы (1960-1980 годы)
Список исторических фильмов в этот период расширился, расширилась и творческая фантазия создателей фильмов, но киношедевров среди них немного.
Князь Игорь (1969)
Фильм является экранной версией одноименной оперы А. Бородина, написанной по материалам «Слова о полку Игореве». Действие оперы происходит в 1185 году в Путивле, откуда недальновидный князь Игорь отправился в поход против половцев и потерпел поражение. Долгое время князь находился в половецком плену, откуда бежал и вернулся домой. Величественная музыка оперы Бородина в фильме дополнена масштабными сценами сражения, красочными видами половецких степей, для съёмок которых режиссёр Р. Тихомиров выбрал степи Бурятии.
Могила Льва (1971)
События в фильме В. Рубинчика относятся к середине XI века, когда в Полоцке правил князь Всеслав Брячиславич Полоцкий, правнук князя Владимира I Святославича. В основу сюжета положена белорусская легенда о вспыхнувшей любви князя Всеслава, который в фильме является отрицательным персонажем, к невесте кузнеца Машека Любаве. Соперничество приводит к бунту и к гибели обоих героев. С исторической точки зрения интерес представляет показ языческих обрядов. Симпатии авторов фильма явно на стороне язычников.
Андрей Рублёв (1966)
Через призму историко-философской притчи о художнике Андрее Рублёве показана Русь во времена господства Золотой Орды. Перед тем как приступить к фильму режиссёр Андрей Тарковский около полугода провёл в библиотеках, изучая материалы о тех временах: событиях, героях, быте, ремёслах и искусстве. О самом Андрее Рублёве сведений было мало, и художественный вымысел Тарковского лёг на изображение действительности начала XV века. Запоминаются сцены жестоких набегов монголов на русские города, детали неимоверно трудного, но вдохновляющего дела создания церковного колокола, сцены празднования ночи Ивана Купалы. Съёмки проводились в старинных русских городах: Владимире и Пскове. Мученическая смерть церковного служителя, который под пытками не выдал монголам место хранения церковных ценностей, снималась в Изборске.
Фильму Тарковского выпала нелёгкая судьба: в нём нашли исторические неточности и чрезмерную жестокость – в СССР фильм был запрещен. Но власти разрешили продажу копий фильма за рубеж, где он был показан в Каннах и вызвал сногсшибательный успех. В нашей стране фильм был показан только в 1971 году.
Ярославна, королева Франции (1978)
В основу сюжета положен реальный факт – младшая дочь князя Ярослава стала женой короля Франции Генриха. На этом, пожалуй, историческая часть заканчивается, а дальше знаменитый режиссер И. Масленников переходит в жанр приключенческого фильма с большой долей вымысла.
Ярослав Мудрый (1981)
Режиссёр Г. Кохан посвятил свой фильм роли князя Ярослава в деле объединения Руси: после смерти отца, князя Владимира Святославича, его дети сошлись в кровавой усобице, борясь за власть. Ярослав сумел подавить распри. Фильм не вызвал особого интереса публики.
Василий Буслаев, фильм-сказка (1982)
Фильм является вольной интерпретацией режиссёром Г. Васильевым новгородских былин о силаче и бедокуре Василии Буслаеве, который причинял много бед новгородцам. Одумавшись, он решил собрать дружину и отправиться защищать родную землю. Дальше начинаются приключения. Достоинством фильма является то, что он снимался в Великом Новгороде: на экране можно увидеть образцы деревянного зодчества и Ярославова дворища.
Легенда о княгине Ольге (1986)
Созданный на основе сказаний и легенд о княгине Ольге, поэтическое повествование режиссёра Ю. Ильенко представляет три версии оценки её деятельности: монаха, ключницы Малуши, матери князя Владимира, и самого князя – у каждого своё видение противоречивого образа княгини.
Русь изначальная (1986)
Хотя фильм режиссёра Г. Васильева, снятый по книге В. Д. Иванова, посвящён событиям VI века – столкновениям славян-антов с Византией, он интересен и для тех, кто интересуется Древней Русью: в фильме замечательно показаны обряды древних славян и отмечен образ их мышления. Многие зрители восторженно приняли фильм как один из первых, показывающих Русь языческую; кинокритики увидели в фильме отсутствие правды, смесь сказки, научных гипотез, условного времени и условных героев.
Даниил – князь Галицкий (1987)
Режиссёр Я. Лупий снимал фильм в Одессе, Киеве и в окрестностях Львова – природный фон передан мастерски. Что касается самого фильма, то критикам он показался слабым: неяркие батальные сцены, затянутые диалоги, односторонняя «бронзовая» трактовка образа героя – сильной личности, с детства имевшего нелёгкую судьбу. Мнения зрителей разделились; многих вполне удовлетворил экранный образ князя – героя Галицко-Волынской земли.
Российские фильмы (1991-2023)
На первом месте у создателей современных исторических фильмов стоит кассовый успех, поэтому многих из них больше занимает развлекательная сторона сюжета, чем историческая достоверность. Киношедевров пока не создано.
Житие Александра Невского (1991)
Название фильма режиссёра Г. Кузнецова, напоминающее о житиях православных святых, выбрано не случайно: историко-религиозная драма о последних днях князя Александра представляет его не как монументальную фигуру истории, а как православного человека. Возвращаясь из Золотой Орды домой, князь в дороге смертельно заболел, и память возвращает его к прошлому, в видениях он видит чудеса, которые будут совершаться у его мощей.
Князь Юрий Долгорукий (1998)
В нелёгкой борьбе за земли и за власть рожалось Московское княжество – об этом рассказывает фильм С. Тарасова. Центральная линия сюжета – борьба суздальского князя Юрия Долгорукого с киевским князем Изяславом и московским боярином Кучкой. Интригу фильму добавляет женское коварство сестры и дочери Кучки, которые стараются войти в семью князя Юрия, а потом пытаются его отравить. Исход противостояния всем известен – Юрий Долгорукий одерживает победу и объединяет земли вокруг Москвы.
Сага древних булгар
Режиссёр Б.Мансуров задумал грандиозную киноэпопею, начинающуюся историей Древней Руси, Хазарии и Волжской Булгарии. Древней Руси было посвящено два фильма: «Сказание Ольги Святой» и «Лествица Владимира Красное Солнышко» (2004). В фильме «Сказание Ольги Святой» показана языческая Русь во время правления князя Игоря: история его гибели от рук древлян, месть княгини Ольги и её принятие православия. Фильм «Лествица Владимира Красное Солнышко» посвящён истории принятия христианства на Руси, острой борьбе между христианством и язычеством. К сожалению, грандиозные планы режиссёра были ограничены скромным бюджетом, из-за чего фильмы получились несколько схематичными.
Александр. Невская битва (2008)
Режиссёр И. Каленов показал молодого новгородского князя Александра, которому пришлось действовать в трудных условиях: с юга готовится наступление войск Батыя, с северо-запада угрожают шведы, местные бояре готовы к предательству. Князь изображён не только как талантливый полководец и дипломат, но и как влюблённый мужчина, который женится на полоцкой княгине Александре. Любовная линия в фильме перемежается с исторической: детально представлены события и приметы того времени: одежда, обувь, оружие, украшения. В финале фильма показана битва со шведами.
Ярослав, 1000 лет назад, фолк-боевик (2010)
Создатели фильма (режиссёр Д. Коробкин) показали, как в XI веке ростовская земля страдала, раздираемая этническими и религиозными конфликтами. Неурядицами пользовали разбойники, которые уводили жителей в плен и продавали их хазарам. Преодолеть разногласия, положить конец работорговле и объединить людей предстояло князю Ярославу. На месте разорённого центра работорговли Ярослав велел заложить город, названный его именем.
Орда (2011)
В основу фильма режиссёра А. Прошкина лёг реальный исторический факт: ханшу Золотой Орды Тайдулу сразил тяжёлый недуг, с которым не могли справиться лучшие лекари. Надеясь на излечение, ханша велела пригласить в Орду московского митрополита Алексия, которого в Орде назвали «московским колдуном». По версии авторов фильма, излечив Тайдулу от слепоты, Алексий спас Русь от очередного набега.
Викинг (2016)
Фильм режиссера А. Кравчука стал одним из самых кассовых во многом благодаря умелой рекламе. В жанре драмы создатели фильма показали тяжёлую борьбу за власть молодого князя-язычника Владимира, который после некоего озарения (а не после длительных раздумий, как это было зафиксировано в летописях) пришёл к христианской вере. Мрачными красками показаны язычники с их обрядами жертвоприношения Перуну; натуралистические картины сражений изобилуют кровью и сценами жестокости. При всей своей исторической недостоверности, талантливо созданный фильм имел большой успех.
Легенда о Коловрате, боевик, фэнтези (2017)
В основу сюжета фильма Д. Файзиева легла реальная история о молодом рязанском воине Евпатии Коловрате, который встал на защиту Руси во время монгольского нашествия. Его смелость поразила даже врага – хана Батыя.
Документальные российские фильмы
Список документальных фильмов о Древней Руси скромный.
Вещий Олег (2015)
Режиссёр фильма Ю. Перкуль приглашает зрителей вместе поразмыслить над спорными вопросами древнерусской истории о достоверности летописных сведений о призвании варягов.
Князь Владимир-Креститель Руси (2018)
Это рассказ о причинах, которые привели князя Владимира к принятию православия. Авторы фильма побывали на том месте, откуда началось массовое крещение Руси – в Корсуне или Херсонесе Таврическом.
Полнометражную документалистику дополняют мастерски созданные научно-популярные телесериалы, которые создают целостную картину истории Древней Руси. К их числу относятся: «Крещение Руси» (2018), «Рюриковичи» (2019), «Великие битвы России» (2019), документальные фильмы Русского музея и многие другие.