Герб и флаг Киевской Руси
Герб и флаг являются важными государственными символами: по ним можно судить об идеологии государства; они являются национальными символами и идентифицируются с государством, его властью и его населением. Выдающийся русский историк и археолог Н.П. Кондаков (1844-1925) дополнительно наделял древнерусские атрибуты власти политико-религиозным смыслом. Но существовали ли общерусские герб и флаг в Древней Руси?
Как состоявшееся государство, Киевская Русь (именуемая также Древней Русью, Русской землей, Русью), имевшая определённую территорию, власть и воинскую силу, имела свои властные атрибуты (инсигнии) и символы. Но властные знаки периода IX – начала XIII веков на Руси имели свои особенности: они не были оформлены как общегосударственные, каждый князь имел свои символы власти, которые могли произвольно меняться.
Герб или личный знак?
Государственный герб, в привычном для современного человека понимании, в Киевской Руси отсутствовал, так как отсутствовали единство власти и принципы её преемственности. Слово «герб» (Erbe) в переводе с немецкого означает «наследство», но за киевское наследство боролись князья многих русских земель, принципы наследия киевской земли не всегда соблюдались, единый подход к символическому обозначению киевской власти не был выработан.
В Европе гербы стали символом государственности в XVI-XVII веках; до этого они были личными знаками рыцарей, князей и королей. В Древней Руси гербы в виде различных символических изображений тоже первоначально применялись как личные знаки князей: их находили на древних монетах, грамотах и печатях. Знаки князей не были постоянными и однотипными, но самыми распространёнными были так называемые «знаки Рюриковичей».
Знаки Рюриковичей
«Знаки Рюриковичей» в простом изображении представляли собой двузубец или трезубец. Присутствие таких знаков в качестве древнерусских княжеских символов общепризнано, но их смысловое толкование является одной из самых запутанных тем в истории Руси. Это происходит не потому, что нет данных, на которые можно опираться, а вследствие появления в дискуссии популистских и дилетантских мнений, внесших сумятицу в объяснение древних символов.
Не претендуя на решение проблемы символики, при описании и толковании знаков власти будем опираться на мнения авторитетных исследователей и учёных, подтвержденных ссылками на достоверные документы: летописи, археологические находки, данные нумизматики, сфрагистики, лингвистики. Княжеские знаки изучали академик Б.А. Рыбаков (1908-2001), виднейшие археологи А.В. Арциховский (1902-1978), В.Л. Янин (1909-2020), А.Н. Кирпичников (1929-2020), Н.Н. Воронин (1904-1976) и многие другие выдающиеся учёные и специалисты.
Точное происхождение «знаков Рюриковичей» не установлено: их прототипы находят в древнейших индоевропейских знаках и в знаках Боспорского царства, существовавшего в Крыму и в Северном Причерноморье в II-VI веках. Сходство со «знаками Рюриковичей» имеют знаки власти, существовавшие в Византии, в Скандинавии и в Хазарском каганате, павшем под ударами дружины Святослава Игоревича в X веке. На Руси «знаки Рюриковичей» представляли собой личные княжеские знаки и обозначали княжескую собственность – об этом говорится в «Повести временных лет» и в «Русской Правде». Княжеские знаки в виде двузубца или трезубца были обнаружены на монетах, печатях, перстнях, клеймах потомков Рюрика.
Основой композиции «знака Рюриковичей» являлся двузубец, имеющий вид перевёрнутой буквы «П», отростки которой украшались разветвлениями или орнаментами – такой знак был обнаружен на печати Святослава Игоревича, найденной при раскопках киевской Десятинной церкви и описанной В.Л. Яниным. Есть мнение, что двузубец – это трансформация изображения сокола, летящего сверху вниз на добычу – славянского мифологического образа духа огня. Литейная форма с изображением сокола была обнаружена при раскопках в Старой Ладоге, где, как полагают, находилась первая резиденция Рюрика. Реконструированный «знак Рюриковичей» из раскопок в Старой Ладоге (археолог А.Н. Кирпичников) имел крест, венчающий голову сокола.
Отросток посередине превращал двузубец в трезубец: считается, что трезубец использовал в качестве княжеского знака Владимир Святославич; знак трезубца был обнаружен на поясных бляшках Ярослава Мудрого. Доподлинная расшифровка трезубца неизвестна.
Многие исследователи в изображении «знака Рюриковичей» видят сходство с двумя греческими буквами: альфа (Α) и омега (ω) – первой и последней в греческом алфавите. Христианская философия видит в этом глубокий смысл: есть начало и есть конец. Христианскую символику на Руси начал использовать Владимир Святославич, а его сын Святополк усилил христианский смысл трезубца, поместив знак креста над его зубцами.
Некоторые специалисты считают, что с течением времени «знак Рюриковичей» превратился в христограмму – священную монограмму с именем Христа, дополненную изображением креста. Усложнённый крестом «знак Рюриковичей» был обнаружен на печати при раскопках в Новгороде (археолог В.Л. Янин), на кирпичах многих сооружений, в частности, белокаменной кладки Золотых ворот во Владимире (археолог Н.Н. Воронин), а также на донышке многочисленных гончарных изделий, обнаруженных повсеместно. Такие знаки могли служить оберегами имущества или вещи.
Известный русский историк Н.М. Карамзин (1766-1826) предполагал, что княжеские знаки в виде двузубца или трезубца в XIII веке превратились из княжеского символа в символ рода или семьи. Государственными гербами в Киевской Руси они не являлись.
Лев (барс, леопард) как символ власти
Торговые и дипломатические взаимоотношения Древней Руси с другими государствами способствовали проникновению на Русь символов власти, принятых в других странах. Популярны были изображения животных, особенно львов, а также барсов (пардусов) и леопардов, олицетворявших собой силу и добродетель. Кроме того, лев считался евангелическим животным: в Евангелии от Марка глас вопиющего в пустыне сравнивался с грозным рыком льва; в средневековых толкованиях Евангелия со львом сравнивался Христос, победивший смерть. Неудивительно, что изображения льва как символа сильной власти распространились и на Руси. Фигуры льва можно найти на памятниках Владимиро-Суздальской и Галицкой земель, где они считались эмблемой княжеской власти. Изображения льва встречаются на фасадах владимирских Успенского и Дмитровского соборов, в интерьере церкви Покрова-на-Нерли и собора Михаила Архангела в Нижнем Новгороде.
Флаг (знамя) Киевской Руси
Слово «флаг» пришло к нам из петровских времён и имеет голландское происхождение; общеславянское слово «знамя» в значении «отличительный знак» в употребление вошло в XIV веке. В Древней Руси для обозначения главного объединительного центра княжеского войска и главной воинской святыни применялось слово «стяг». С войскового знака стяг переместился в символику княжеской власти. В литературе, относящейся к периоду Киевской Руси, слова «стяг» и «знамя» употребляются как синонимы. Считается, что первым древнерусским княжеским стягом было прикреплённое к древку квадратное полотнище с золотым изображением коловрата, знака солнца – стяг принадлежал Владимиру Святославичу.
У каждого князя было несколько стягов, нести которые при походе поручалось сильным и верным воинам, приближённых к князю – стяговникам или стяжко. В походе и в битве главный стяговник находился в центре войска или перед ним; остальные были рассредоточены по всему войску. Во время битвы стяг заострённым концом вонзался в землю и прочно укреплялся на ней; разевающийся стяг служил для князя и для воинов знаком удачного сражения. Враг старался захватить стяг, повредить или повергнуть его – поверженное знамя означало поражение. Стяг надо было защищать и оберегать; войско, оставившее знамя на поле сражения, покрывало позором себя и своего князя.
Прототипом стяга, как полагают некоторые учёные, явился обычай у славян и скифов водружать на шест жертвенных священных птиц – сокола, ворона, петуха. В поход отправлялись с шестом, на котором возвышалось крыло жертвенной птицы, пучок конских волос или конский хвост, при движении развевавшихся как птичье крыло. Постепенно жертвенные птицы были заменены треугольным или трапециевидным полотнищем, напоминавшими крыло. Полотнище одной стороной прикреплялось к древку или копью, а его свободный конец мог разделяться на три части (называемые языками, хвостами, хоботами или яловцами). «Языки» полотнища, развевающегося на ветру, напоминали языки пламени. На навершии стяга устанавливался княжеский знак или крест.
Цвета полотнища были различными: на миниатюрах Радзивилловской летописи, исследованных А.В. Арциховским, большая часть знамён имела красный цвет, с древности считавшимся цветом мужества, сочетавшим в себе цвета огня и крови. Остальные знамёна на миниатюрах были окрашены в синие, зелёные и коричневые цвета. Летописи сообщали также о жёлтых и белых стягах. Яркие, хорошо различимые цвета стягов объясняются их главным предназначением – стяги издалека должны были видеть воины, которые «стягивались» вокруг своего символического знака и по положению стяга могли судить о ходе битвы. О красном цвете стяга и прикреплённого к нему сверху конского хвоста упоминает и «Слово о полку Игореве».
После крещения Руси на стяги начали помещать лики Богородицы, Спаса Нерукотворного и святых, что усиливало священную значимость знамён. Освящённые стяги с христианскими изображениями назывались хоругвями. Перед хоругвями воины, стоя на коленях, молились о победе и просили святых о покровительстве в бою.
Помимо знака воинского объединения, стяг знаменовал собой воцарение князя на княжеский престол – в таком случае личный стяг князя водружался над городскими воротами.
Государственный герб на Руси появился в период Московского царства при царе Иване III (XV век); государственный флаг – при царе Алексее Михайловиче (XVII век) В их основу лёг опыт создания древнерусских княжеских знаков власти.