Христианизации Руси и сопротивление язычества

Христианизации Руси и сопротивление язычества


В древнерусских летописях нет сведений о массовом и повсеместном сопротивлении крещению на Руси. Православие для населения Руси не было религией с чуждыми идеями: большинство людей было знакомо с христианством через контакты с Византией и Болгарией; до 988 года христианство приняли многие дружинники и купцы на Руси, побывавшие в Византии. Христианкой стала княгиня Ольга. Для жителей древнерусского государства были привлекательны христианские догматы, обещавшие праведникам после земных страданий райскую жизнь в потустороннем мире; проповеди читались на понятном языке. Но язычество не собиралось сдавать свои позиции, укоренившиеся в верованиях, обычаях и традициях. Выступления сторонников старой веры были направлены против быстрой и беспощадной христианизации. Особенно ожесточённой была борьба на Северо-Востоке Руси, где столкновения зачастую переходили в вооруженное сопротивление. Во главе протестующих стояли волхвы, придавшие столкновениям характер языческо-христианского конфликта.

Причины сопротивления христианству на Руси

Историки, основываясь на летописных сведениях и церковной литературе, насчитали 14 очагов языческо-христианского столкновения. Социальной причиной выступлений было недовольство народных масс своим тяжёлым и угнетённым положением – оно вылилось в движение против княжеской власти, поддерживавшей христианскую церковь, которая еще не имела прочной основы в обществе. Религиозная причина выступлений выявилась в сопротивлении языческих жрецов и простонародья политике властей и церкви по искоренению верований, которые они считали «верой предков».

Значительную роль в организации смуты играли волхвы. Они бродили по Руси, называли себя посланниками богов, осуждали христианство. Народ считал волхвов кудесниками, врачевателями, предсказателями будущего и прислушивался к их высказываниям.

Языческие восстания и сопротивление на Руси

Новгород Великий

Новгород с опаской смотрел на массовое крещение в Киеве, боясь, что распространение крещения на Новгород ослабит его самостоятельность. В 991 году киевский князь Владимир отправил в Новгород епископа Иоакима в сопровождении воеводы Добрыни; было крещено несколько сотен новгородцев. Следующий визит посланцев Киева состоялся через год; теперь уже в состав экспедиции входил киевский тысяцкий Путята с дружинниками. Жители Новгорода взялись за оружие. Об ожесточённом сопротивлении новгородцев их обращению в православную веру говорится в Ипатьевской летописи (её достоверность многими историками подвергается сомнению, но сведения из летописи прочно вошли в литературу). Сопротивление возглавили новгородский тысяцкий Угоняй и языческий жрец Богомил Соловей. В ожесточённой борьбе Новгород не выстоял. Новгородцы были крещены, языческие идолы уничтожены.

Перед 1071 годом в Новгороде вновь появился волхв, который, «хулил веру христианскую» и смущал новгородцев обещанием показать чудо: пройти по реке Волхов. Волхв призывал горожан выступить против церкви и «побити» епископа Фёдора. По призыву Фёдора, вышедшего к восставшим, новгородцы разделились на две части: кто «верил в крест», присоединился к епископу, кто верил волхву, присоединился к жрецу. «И был мятеж между ними». Конец волнениям положил князь Глеб, который попросил волхва предсказать ближайшее будущее. Волхв обещал показать чудо. Тогда Глеб выхватил топор и убил чудесника. Народ, наглядно увидевший провал могущества волхва, стал расходиться.

Суздаль


В 1024 году, спустя 36 лет после официального крещения Руси, в Суздале началось восстание, организованное волхвами. Поводом к смуте стал голод, который охватил многие местности Руси. Жрецы убедили простонародье, что причиной голода стали измена языческим богам и обман христианской церкви, которая якобы припрятала хлеб для себя. Восставшие избивали «старую чадь» (именитых людей) и грабили их дома. В подавлении восстания принимал участие сам киевский князь Ярослав Мудрый. Восстание было подавлено, волхвы – казнены или изгнаны.

Ростов-Белоозеро

На фоне неурожаев в 1071 году в Поволжье появились волхвы, которые подстрекали народ к восстанию. Мятежники разоряли окрестные селения, убивали местную знать – «лучших жён», то есть тех, у кого имелись запасы. У Белоозера восставшие, численность которых доходила до 300 человек, столкнулись с дружиной «в 12 отроков» во главе с воеводой Янем Вышатичем, собиравшей по погостам дань. Вышатич призвал жителей Белоозера самим арестовать и передать ему волхвов, поднявших людей на смуту, что и было сделано. После разбирательства с волхвами воевода приказал отдать их родственникам убитых женщин.

Киев


Социальные и общественные проблемы приводили в движение языческие силы даже в местностях, где, казалось бы, православие пустило прочные корни. В 1068 году в Киеве появился волхв, пророчествующий от имени старых богов. Он клеймил тех, кто отказался от старой веры, и предсказывал скорую гибель Руси: скоро «Днепр потечёт вспять…», если народ не вернётся к язычеству. В Киеве начались брожения, но исчезновение волхва – «в едину нощь он бысть без вести» – разрядило обстановку.

Миграция язычников как форма сопротивления

Данные археологии подтверждают мнения тех авторов, которые считают, что во время проведения массовой христианизации приверженцы языческой веры уходили в лесистые труднодоступные места, где устраивали свои святилища и жили по языческим обычаям. Такие места были сконцентрированы в Западной Руси; скрытые языческие капища находились также на Севере и Северо-Востоке Руси.

Таким образом, языческое сопротивление христианизации на Руси в большинстве случаев соединяло социальное недовольство с религиозными мотивами.



Рекомендуемые статьи

Древнерусские монастыри и монастырский уклад

Древнерусские монастыри и монастырский уклад

Монастыри и служение в монастырях являются общепризнанной частью материальной и духовной культуры. Многие древнерусские монастыри с их соборами и церквями, изве..

Рекомендуемые изделия