Художественная эмаль: возникновение, развитие, техники

Художественная эмаль: возникновение, развитие, техники


Сегодня считается, что искусство художественных эмалей возникло более трёх тысяч лет назад. Самые древние изделия (XV-XIV вв. до н. э.), у которых на поверхности металла можно увидеть тонкое стекловидное покрытие, были найдены на острове Кипр и на территории древнего города Микены. Есть находки, которые указывают на то, что искусство художественной эмали появилось приблизительно в VII веке до н. э. на современных территориях Азербайджана, Греции, севера Италии. В результате развития художественного эмалирования со временем возникла техника перегородчатой эмали, которая с 2000 года до н. э. пользовалась большой популярностью в Древнем Египте.

По всей видимости, появление эмали было связано с желанием мастеров имитировать драгоценные камни, которыми можно было бы украсить металл. Технология изготовления изделия с перегородчатой эмалью выглядела следующим образом: на золотой пластинке размещали золотые проволочки-перегородки, промежутки между которыми заполняли кусочками бирюзы, коралла, лазурита, малахита, смальты, цветного стекла, которые огранивали так, чтобы они принимали форму ячеек, образовавшихся между перегородками, и закрепляли специальным клеем.



Однако вернее будет сказать, что история настоящей художественной эмали – такой, какой мы её знаем сегодня, – началась только в Египте греко-римской эпохи (332 г. до н. э. – 395 г. н. э.). Именно египтяне заложили основы искусства художественного эмалирования. Возникшая тысячелетия назад традиция украшения металла камнем и художественной эмалью сохранила своё значение вплоть до наших дней. Параллельно искусство эмалирования развивалось у кельтских племён на территории современных Британии и Франции. Начиная с V века до н. э. использовалась технология изготовления изделий с выемчатой эмалью на бронзе. В ячейках на поверхности изделия путём плавки закрепляли цветные непрозрачные стёкла. Эту технику заимствовали римляне, однако у них она не обрела популярности.

Искусство художественной эмали активно развивалось на Востоке. Китайская цивилизация подарила миру уникальную технику перегородчатой эмали, традиции которой живы до сих пор.

Следующий этап развития эмалирования был связан с Византией. На её культуру оказали значительное влияние искусство Ближнего Востока и Египта. Именно византийские мастера первыми использовали эмаль в качестве самостоятельного художественного средства. Византийское эмалирование процветало вплоть до XII века. Византийская эмаль предопределила дальнейшее развитие эмали в эпоху средневековья. Отсюда искусство художественной эмали дошло до соседних Грузии, Армении, Сербии и Руси, где возникли свои школы эмалирования с уникальными традициями.

Самые знаменитые средневековые центры художественной эмали в Европе находились в Лиможе во Франции, в Лотарингии и при монастырях на Рейне. В середине XII века Лимож стал главным местом производства церковной утвари, украшенной различными вариантами выемчатой и перегородчатой эмали. Здесь возникают новые техники, создающие эффект игры света и тени.



Достичь этого лиможским мастерам удавалось благодаря нанесению цветной прозрачной эмали на чеканный рельеф. Эмаль ложилась на поверхность неравномерно, так и достигался желаемый эффект. Позже, в XV-XVII веках здесь возникает ещё одна уникальная техника – живописная эмаль в стиле гризайль. Она представляла собой роспись эмалью одного цвета (серой, коричневой, розовой) с прорисовкой золотом. Эта техника придавала художественной эмали некую глубину и создавала эффект рельефности изображения.

Дальнейшее развитие искусства эмалирования было связано с достижениями в области химии. В середине XVII века научились получать оксиды металлов. Их нанесение на белую эмалевую основу и последующий обжиг позволяли добиться получения тончайших цветовых оттенков. Появление этой техники позволило создавать на эмали миниатюры, в которых металл (даже такой дорогой, как золото) служил лишь в качестве основы и полностью покрывался эмалью.

Следующим этапом развития эмалирования было возникновение технической бытовой эмали. С XIX века ей покрывают стальные и чугунные предметы домашнего обихода (например, посуду) не с эстетическими целями, а для улучшения эксплуатационных свойств этих предметов.

На рубеже XIX-XX веков художественная эмаль вновь переживает расцвет. На волне популярности стиля модерн это искусство пользуется большой популярностью и часто используется в украшениях и различных декоративных изделиях. Дальнейшее развитие химии позволило ещё больше разнообразить оттенки эмалей и их свойства.

Русская эмаль – финифть

Самые древние металлические находки, покрытые декоративной эмалью, и найденные на территории Древней Руси датируются X – началом XIII века. Художественную эмаль здесь называли финифтью, от греческого слова «фингитис», которое переводится как «светлый, блестящий камень». Традиции перегородчатой и выемчатой эмали русские мастера заимствовали у византийцев. Этими техниками, как правило, украшали изделия из золота, реже – из серебра. От кельтов на Древнюю Русь пришла техника эмали по литью. Её обычно использовали на бронзе или меди. Крупнейшие центры эмалирования находились в Киеве, Чернигове, Галиче, Владимире, Рязани, Новгороде.



Находки изделий с художественной эмалью представлены в основном колтами – полыми металлическими подвесками, которые состояли из двух соединённых между собой выпуклых пластин. Они служили украшением головного убора. Есть среди находок и бармы (украшения вроде воротника, надевавшиеся на плечи), диадемы из нескольких золотых пластин, пластины, которыми украшали парадную одежду, дарохранительницы (священный сосуд, где хранятся Святые Дары – Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения), рясны (ещё один вариант украшений женского головного убора), нательные кресты и образки, накладки на Евангелие, оклады для икон. Все эти изделия принадлежали представителям богатых слоёв общества: княжеским семьям, боярам, высшим иерархам церкви. Массового производства эмали на тот момент не существовало.

Следующий этап развития древнерусского искусства художественной эмали был связан с монгольском нашествием в 1237 году. Наряду с другими ремёслами пострадало и эмалирование. С середины XIII до середины XV века русская эмаль находится в упадке. Были нарушены культурные связи с Византией и Западной Европой. Многие центры эмалирования прекратили своё существование, прервав традиции передачи знаний и навыков, мастера попали в плен. Были утрачены многие технологии. Единственной техникой, которая продолжила своё развитие, была эмаль по литью. Используя её, изготавливали главным образом предметы культа. Над ними трудились новгородские мастера и те, кто работал при монастырях – они, как и вся русская православная церковь, обладали охранной грамотой от ханов Золотой Орды. Это позволяло ремесленникам работать там в относительной безопасности, не опасаясь грабежа и пленения.



Возрождение русской эмальерной традиции начинается во второй половине XV века. В это время возобновляются культурные связи с Византией. Русские мастера знакомятся с работами итальянских художественных школ. Москва становится крупнейшим русским эмальерным центром, куда приглашаются западноевропейские и греческие эмальеры. Из Западной Европы привозят эмалевое сырьё, что позволяет мастерам расширить возможности работы. Теперь они получают крупные заказы от царского двора. В конце XV века появляется новая техника – эмаль по скани или, как её ещё называли, филиграни. Эта техника эмалирования стала пользоваться большой популярностью, а со временем и вовсе стала характерной чертой русской эмали. Русские мастера широко использовали распространенную в Западной Европе технику эмали по рельефу. XVII век стал временем расцвета эмали. Её использовали для украшения многочисленных вещей, которыми пользовались каждый день – футляры, черенки ножей, чернильницы и т. д. Невозможно представить себе предметы церковного обихода этого периода без украшений с использованием эмали.

В петровскую эпоху русское эмалирование переживают сильное влияние западных традиций. Появившаяся в XVIII веке миниатюрная живопись по эмали становится гораздо популярнее традиционных техник эмалирования. К концу XVIII века это направление художественной эмали выходит за пределы декоративно-прикладного искусства и становится одним из видов станкового искусства.

К XIX веку ведущими центрами изготовления эмали стали Москва, Ростов Великий и Санкт-Петербург. В середине этого столетия начинается новый виток развития русской эмали, связанный с повышением интереса к древнерусским традициям. Появляется своеобразный «русский стиль», яркой чертой которого становится новая волна популярности эмали по скани. Эмалевое производство становится массовым и теперь доступно различным слоям русского общества. Новый этап развития художественной эмали был связан с деятельностью ювелирных фирм, которые расширили ассортимент изделий с эмалью благодаря использованию достижений химии и возникновению новых эмальерных технологий, которые позволили перейти к промышленному изготовлению изделий с эмалью.



Среди самых известных российских фирм, занимавшихся ювелирным делом на рубеже XIX-XX веков, можно назвать фабрики Грачева, Немирова-Колодкина, Овчинникова, Оловяшникова, Сазикова, Фаберже и др. Они, а также мелкие ювелирные мастерские и артели активно изготавливали изделия с художественной эмалью. Свой вклад в производство изделий с эмалью вносили и мелкие ювелирные мастерские и артели.

Начиная с этого времени искусство художественной эмали характеризуется невиданным размахом. Мастера работали в разнообразных манерах, развивалось и использование эмали как способа украшения изделия, и создание самостоятельных станковых произведений, выполненных в технике эмали.

Однако революция 1917 года привела к снижению популярности художественной эмали. Ей воспринимали как искусство господствующих классов. Развивать прежние традиции не позволяла и сложная экономическая ситуация, к которой привела и гражданская война. Единственным традиционным центром художественной эмали остался Ростов Великий. Однако вместо церковных сюжетов пришла советская символика и миниатюрная живопись в духе соцреализма, а также цветочная роспись на белом или цветном фоне, похожая на роспись по фарфору. Позже на базе ростовских артелей была организована фабрика «Ростовская финифть».

Возрождение интереса к художественной эмали возникает в 1970-1980 гг. Советские художники начали обмениваться опытом с западными коллегами, принимать участие в международных семинарах.

В XXI веке искусство художественной эмали, безусловно, имеет большие перспективы. К сожалению, некоторые секреты мастерства безвозвратно утеряны, а многие аспекты художественного эмалирования до сих пор остаются не изученными.

К счастью, до наших дней сохранилось множество удивительных предметов, времён Древней Руси, Русского царства и Российской империи – часть этих удивительных артефактов, украшенных эмалью, нанесённой с помощью разнообразных техник, можно найти в нашем каталоге «Меднолит».


Рекомендуемые статьи

История медного литья на Руси

История медного литья на Руси

Литьё – древнейший способ обработки металлов, возникший в 5-3 тысячелетии до нашей эры. Издревле литьё использовалось для изготовления домашней утвари, орудий п..

Особенности изготовления русской медной пластики

Особенности изготовления русской медной пластики

Дискурс, напрямую затрагивающий технику создания литых изделий из медных сплавов и бронзы, делает исследование истории русской и древнерусской медной пластики б..

Черневое ремесло Древней Руси: региональные школы

Черневое ремесло Древней Руси: региональные школы

В предыдущей статье, посвящённой чернению серебра, мы рассмотрели историю возникновения техники, описали различные варианты чернения, упомянули наиболее известн..

Перегородчатая эмаль Древней Руси. Украшения

Перегородчатая эмаль Древней Руси. Украшения

Художественные изделия, изготовленные по особой технологии из стекловидного порошка или эмали, были хорошо известны в Древней Руси. Эмаль на Руси называлась «хи..

Рекомендуемые изделия