Иконы

Икона ( др.-греч. «образ», «изображение») – в православном христианстве и католицизме изображение ликов (лиц) святых угодников, Иисуса Христа и Божьей Матери, библейских сюжетов, знаковых событий церковной истории. Иконы разделяются по технике и материалу изготовления. Основные виды икон: живописная, вышитая, резная, литая, печатная. Таким образом, медная икона – один из видов икон, изготовляемая из меди с легирующими примесями других металлов (олово, свинец, цинк, серебро).

Уточнить поиск

Вершкова икона «Казанская Божья Матерь» Вершкова икона «Казанская Божья Матерь», pic. 1

Вершкова икона «Казанская Божья Матерь»

Вершкова икона «Казанская Божья Матерь» - артефакт..

Вершкова праздничная икона «Рождество Христово» Вершкова праздничная икона «Рождество Христово», pic. 1

Вершкова праздничная икона «Рождество Христово»

Вершкова праздничная икона «Рождество Христово» - ..

Икона «Великомученик Георгий, священномученики Антипа и Власий» Икона «Великомученик Георгий, священномученики Антипа и Власий», pic. 1

Икона «Великомученик Георгий, священномученики Антипа и Власий»

Икона «Великомученик Георгий, священномученики Ант..

Икона «Господь Вседержитель на престоле» Икона «Господь Вседержитель на престоле», pic. 1

Икона «Господь Вседержитель на престоле»

В русской традиции иконографии вариант иконы «Госп..

Икона «Господь Вседержитель. Седмица» Икона «Господь Вседержитель. Седмица», pic. 1

Икона «Господь Вседержитель. Седмица»

Икона «Господь Вседержитель. Седмица», помимо непо..

Икона «Иоанн Богослов в Молчании» Икона «Иоанн Богослов в Молчании», pic. 1

Икона «Иоанн Богослов в Молчании»

Литая икона «Иоан Богослов в молчании» изображает ..

Икона «Николай Чудотворец» Икона «Николай Чудотворец», pic. 1

Икона «Николай Чудотворец»

Данный экземпляр нагрудной иконы святителя Николая..

Икона «Рождество и Усекновение главы Иоанна Пророка» Икона «Рождество и Усекновение главы Иоанна Пророка», pic. 1

Икона «Рождество и Усекновение главы Иоанна Пророка»

Двухвершковая медная икона 19 века «Рождество и Ус..

Икона «Священномученик Антипа» Икона «Священномученик Антипа», pic. 1

Икона «Священномученик Антипа»

Металлическая икона «Священномученик Антипа» отлит..

Икона вершковая «Великомученица Параскева Пятница» Икона вершковая «Великомученица Параскева Пятница», pic. 1

Икона вершковая «Великомученица Параскева Пятница»

Вершковая нагрудная иконка «Великомученица Параске..

Икона вершковая «Мученик Уар» Икона вершковая «Мученик Уар», pic. 1

Икона вершковая «Мученик Уар»

Нагрудная меднолитная иконка содержит поясной обра..

Икона нагрудная с оборотным узором «Николай Чудотворец» Икона нагрудная с оборотным узором «Николай Чудотворец», pic. 1

Икона нагрудная с оборотным узором «Николай Чудотворец»

Семейство нагрудных иконок с изображением Николая ..

Икона плакетка «Святитель Николай с предстоящими святыми» Икона плакетка «Святитель Николай с предстоящими святыми», pic. 1

Икона плакетка «Святитель Николай с предстоящими святыми»

Икона-плакетка «Святитель Николай с предстоящими с..

Икона плакетка с эмалью «Святитель Николай с предстоящими святыми» Икона плакетка с эмалью «Святитель Николай с предстоящими святыми», pic. 1

Икона плакетка с эмалью «Святитель Николай с предстоящими святыми»

Поясная икона с эмалью «Святитель Николай с предст..

Нательная арочная икона «Святитель Николай» Нательная арочная икона «Святитель Николай», pic. 1

Нательная арочная икона «Святитель Николай»

Относительно небольшие арочные иконы с изображение..

Поморская нательная арочная икона «Святитель Николай» Поморская нательная арочная икона «Святитель Николай», pic. 1

Поморская нательная арочная икона «Святитель Николай»

Особую популярность арочные нательные иконы с лико..

Показано с 1 по 16 из 16 (всего страниц: 1)

Медные или меднолитные иконы массово производились на Руси начиная с 11 века наряду со складнями и крестами. Как и другие металлические предметы религиозного характера медные иконы отличаются высокой износостойкостью, что обеспечивало им неоспоримые преимущества по сравнению с предметами, изготавливаемыми из друг материалов, таких как дерево, кость и даже камень. Именно прочность медных икон позволяет нам восхищаться образцами этого направления древнерусского религиозного искусства и спустя 500-700 лет после их создания.

Относительная простота изготовления и возможность тиражирования удачных образцов (форм) способствовали тому, что медная икона более 10 веков была и остаётся уникальным и, в то же время, прочным символом русской православной традиции, даже несмотря на то, что в разные периоды меднолитные образы теряли свою актуальность, а то и вовсе находились под запретом.

Заливка расплавленного металла по формам, изготовленным из пластичных термостойких недорогих материалов, таких как глина, была хорошо известной техникой обработки металла ещё со времён бронзового века. Сплав изготавливался на основе меди с легирующими добавками, обеспечивающими повышенную прочность и коррозийную устойчивость предметов.

Хотя зачастую медные иконы не покрывались дополнительными материалами, наиболее искусными и привлекающими особый интерес следует признать образцы, декорированные с применением разнообразных техник ювелирного искусства – чернения, инкрустации, монохромной и полихромной эмалировки, золочения.

Отдельного упоминания заслуживает техника огневого золочения, применявшаяся для нанесения слоя позолоты на икону, изготовленную из медного сплава. Огневое золочение известно с античных времён и считается самым долговечным способом, сохраняющим позолоту на многие века. В Киевской Руси такой метод использовался с начиная с 9 века, и назывался он «Жжёным златом». Золото высокой пробы прокаливалось в ртути до полного испарения последней. Выделяемые при испарении ртути пары стоили жизни не одному десятку мастеров.

Техника и сюжеты медных икон формировались поэтапно, изменяясь от века к веку. Религиозный раскол, вызванный церковной реформой патриарха Никона и царя Алексеевича Михайловича, стремящихся унифицировать богослужебный чин Русской православной и Греческой церквей, произошедший в 1666 году, положил начало старообрядческого течения. Именно старообрядцы, подвергавшиеся запретам и гонениям, на долгий период стали законодателями моды в меднолитном религиозном ремесле.Разнообразие старообрядческой медной пластики до сих пор до конца не изучено. Начиная с 18 века представители этого течения организовывали меднолитейные мастерские, располагая их в непроходимых лесах и труднодоступных пустошах. В них в больших количествах изготавливались медные иконы, складни, кресты, образки и другие предметы религиозного толка.

Обычно медные иконы изготовляли односторонними, намного реже производились двухсторонние иконы. В ранний период развития медных икон предпочтение отдавалось небольшим и не тяжёлым форматам, что оказывало влияние и на иконографические изводы, которые, по сравнению с традиционными правилами, были несколько сокращены. На таких медных иконах святые изображались либо по пояс (поясные образы), либо в полный рост (ростовые образы), а набор орнаментов был относительно невелик. В основном, меднолитные иконы были украшены геометрическими узорами, реже – растительными.

Односторонние медные иконы одевали поверх одежды ликом наружу. Для удобства носки иконы снабжались тяжёлыми подвижными оглавиями, которые через некоторое время стали делать неподвижными литыми.

Первые меднолитные иконы во многом копировали образцы Византийской школы, привозимые в достаточном количестве благодаря тесным торговым и религиозным связям двух стран. Образы первых русских литых икон были стандартны – Иисус Христос, Распятие, Божья Матерь, Николай Чудотворец. Спустя 1-2 века к традиционным изображениям стали примешиваться изображения святых, особо почитавшихся именно на территории Древней Руси – целителей, змееборцов, мучеников, жития которых распространялись из уст в уста и были известны большому количеству верующих.