Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херувимами – двухвершковая икона 18 века, изготовленная из медного сплава (латуни). Место обнаружения – территория Нижегородской губернии.
Появления иконографического Образа Богоматери «Всех скорбящих радость» относится к концу 17 века, в последующие 2 века он становится одним из самых распространённых образов в русском религиозном медном литье.
Название иконы на медных образцах, в том числе и на рассматриваемом экспонате, обычно пишется в другом падеже «Всем скорбящим радость».
Иконография этого образа Богоматери изображает великую заступницу, помощницу в горестях, скорбях, избавительницу от страданий и напастей.
Название иконы говорит само за себя: к этому образу Богородицы христиане обращаются в минуты скорбей и страданий – душевных и телесных.
Известны несколько живописных чудотворных образа иконы, прославившихся многочисленными чудесами и исцелениями.
Полустёршиеся слова молитвы этому чудотворному образу расположены на полотнищах, развивающихся слева и справа от ростовой фигуры Богоматери. По-видимому, надпись – это отрывок молитвы следующего содержания: «Помощница обидимых, ненадеющих надеяние, печальных утешение, алчущих кормилица, больных исцеление, грешных спасение».
В центре композиции описываемого экспоната – Богоматерь с жезлом в правой руке, левой рукой она благословляет группу людей, протягивающей к ней руки. Скорбящие и страждущие люди окружают ростовой образ Божьей Матери с обеих сторон, среди них видны ангелы, которые также утешают верующих.
Основную плакетку иконы венчает килевидное навершие с образом Иисуса Христа, простирающего руки над сценой утешения скорбящих и страждущих.
Шесть шестикрылых херувимов симметрично обрамляют навершие, их фигурки прикреплены к основному телу икону с помощью литых штифтов.
Оборотная сторона иконы имеет небольшое ушко для шнура, который позволяет закреплять её в углу или в ставротеке.
Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херувимами – достаточно частый экспонат (третья категория редкости), он часто представлен в различных каталогах и коллекциях.
Состояние артефакта хорошее: латунь яркая, без патины; геометрия предмета не нарушена; рельеф находится в нормальном состоянии, икона имеет заметные следы бытования в виде потёртостей ликов и элементов композиции.