Нательная вершковая икона «Богоматерь Знамение с символами евангелистов» – изготовлена в 18 веком техникой литья. Обнаружена в Ярославской области.
В центре композиции Богородичный образ знамение «Оранта» (Знамение), размещённый в ромбе, с нетрадиционными для православия образами евангелистов, скорее свойственными поморским традициям иконографии. Поясная фигура Богородицы с молитвенно воздетыми руками, на её фоне – поясной изображение Младенца-Христа, держащего свиток.
Крылатые существа с человеческими лицами, олицетворяющими Иоанна, Матфея и Луку. Считается, что эти образы заимствованы из видений Иоанна Богослова. Символика существ описывает искупительный подвиг Спасителя, причём у поморцев символ Марка – Орёл, символ Иоанна – Лев. В традиционном православии символы соотносятся с евангелистами следующим образом:
Матфей – с ангелом, как с символом мессианского прихода Сына Божия, предсказанного ветхозаветными пророками.
Марк – со львом, как с символом могущества и царственности Христа.
Лука – с тельцом, как с символом жертвенности Христа.
Иоанн – с орлом, как с символом высоты и мудрости евангельского учения.
В оглавии сделано горизонтальное отверстия для шнура-гайтана. Оглавие украшено образом Спаса Нерукотворного.
Спас Нерукотворный – важная реликвия для мирового христианства. Это изображение не создано человеком: Спас Нерукотворный – образ Христа, возникший на плате в результате прямого контакта с лицом Спасителя.
Первый плат был послан царю Авгарю, который написал Христу письмо, что хочет лицезреть Спасителя и отправил художника сделать его портрет. Христос приложил плат к своему лицу и на нём остался образ Христа, который и был передан Авгарю. Известны ещё 2 Нерукотворных Образа, появившихся при жизни Спасителя.
Нательная вершковая икона «Богоматерь Знамение с символами евангелистов» – нечастый экземпляр (четвёртая категория редкости), описанный в каталогах и специализированной литературе и представленный в средних и крупных коллекциях.
Состояние артефакта хорошее: металл яркий; геометрия и плоскость плакетки не нарушены; рельеф в хорошем состоянии (мелкие детали рельефа стёрты в ходе бытования).