Иконы со Святыми

Иконы со святыми – медные изображения ликов святых подвижников, событий их жития и святых подвигов, а также евангельских сюжетов. Иконы со святыми разделяются на 4 категории, в зависимости от размера – от полувершковых до трёхвершковых. Меднолитные иконы со святыми пользовались огромной популярностью благодаря своей износостойкости, даже по сравнению с изготавливаемыми из тех же материалов складнями.

Икона «Великомученик Георгий, священномученики Антипа и Власий» Икона «Великомученик Георгий, священномученики Антипа и Власий», pic. 1

Икона «Великомученик Георгий, священномученики Антипа и Власий»

Икона «Великомученик Георгий, священномученики Ант..

Икона «Иоанн Богослов в Молчании» Икона «Иоанн Богослов в Молчании», pic. 1

Икона «Иоанн Богослов в Молчании»

Литая икона «Иоан Богослов в молчании» изображает ..

Икона «Николай Чудотворец» Икона «Николай Чудотворец», pic. 1

Икона «Николай Чудотворец»

Данный экземпляр нагрудной иконы святителя Николая..

Икона «Рождество и Усекновение главы Иоанна Пророка» Икона «Рождество и Усекновение главы Иоанна Пророка», pic. 1

Икона «Рождество и Усекновение главы Иоанна Пророка»

Двухвершковая медная икона 19 века «Рождество и Ус..

Икона «Священномученик Антипа» Икона «Священномученик Антипа», pic. 1

Икона «Священномученик Антипа»

Металлическая икона «Священномученик Антипа» отлит..

Икона вершковая «Великомученица Параскева Пятница» Икона вершковая «Великомученица Параскева Пятница», pic. 1

Икона вершковая «Великомученица Параскева Пятница»

Вершковая нагрудная иконка «Великомученица Параске..

Икона вершковая «Мученик Уар» Икона вершковая «Мученик Уар», pic. 1

Икона вершковая «Мученик Уар»

Нагрудная меднолитная иконка содержит поясной обра..

Икона нагрудная с оборотным узором «Николай Чудотворец» Икона нагрудная с оборотным узором «Николай Чудотворец», pic. 1

Икона нагрудная с оборотным узором «Николай Чудотворец»

Семейство нагрудных иконок с изображением Николая ..

Икона плакетка «Святитель Николай с предстоящими святыми» Икона плакетка «Святитель Николай с предстоящими святыми», pic. 1

Икона плакетка «Святитель Николай с предстоящими святыми»

Икона-плакетка «Святитель Николай с предстоящими с..

Икона плакетка с эмалью «Святитель Николай с предстоящими святыми» Икона плакетка с эмалью «Святитель Николай с предстоящими святыми», pic. 1

Икона плакетка с эмалью «Святитель Николай с предстоящими святыми»

Поясная икона с эмалью «Святитель Николай с предст..

Нательная арочная икона «Святитель Николай» Нательная арочная икона «Святитель Николай», pic. 1

Нательная арочная икона «Святитель Николай»

Относительно небольшие арочные иконы с изображение..

Поморская нательная арочная икона «Святитель Николай» Поморская нательная арочная икона «Святитель Николай», pic. 1

Поморская нательная арочная икона «Святитель Николай»

Особую популярность арочные нательные иконы с лико..

Показано с 1 по 12 из 12 (всего страниц: 1)

Искусство русского меднолита, существующее более 9 веков, успело вобрать в себя множество сюжетов и изображений святых угодников, воплотив их в нетленные образцы металлических медных икон. На заре своего развития русские мастера медного литья ограничивались ветхозаветными святыми и частично святыми подвижниками, просиявшими далеко за пределами Древней Руси. Это было связано с тем, что в первые десятилетия после Крещения Руси сонм русских святых ещё не был сформирован.

Время шло и на иконах стали появляться изображения древнерусских угодников, число которых росло с каждым веком, однако в 1666 году произошло событие, коренным образоми навсегда изменившее русское религиозное искусство – церковный раскол и реформы патриарха Никона, не принятые частью общества, в результате чего появилось многочисленное движение старообрядцев. Старообрядцы пошли своим путём и в меднолитейном ремесле, изготавливая огромное количество изумительных по качеству и красоте предметов. Однако с 17 века новопрославленные русские святые уже не включалась в число персонажейстарообрядческих металлических икон. Предпочтение отдавалось святым подвижникам дораскольногопериода.

Казалось бы, медные мастера, приверженцы официальной церкви, могли компенсировать этот перекос, однако спустя всего два десятилетия на трон всходит Пётр 1 и запрещает изготовление медных икон, считая, что слишком много полезного металла расходуется не на пушки, а на религиозные предметы.

Несмотря на церковные и политические перипетии в иконографии медных металлических икон нашли своё отображение более 120 святых угодников, самыми популярными из которым (по количеству изготовленных предметов) стали святые, особо почитаемые именно старообрядцами – Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец, пророк Илия, Праскева Пятница, Иоанн Предтеча и другие.

Меднолитные иконы со святыми, в достаточном количестве изготавливаемые старообрядцами в период с 17 по 20 век, использовались не только раскольниками, но и никонианами – представителями официальной Русской православной церкви, так как никаких критических различий в официальной иконографии и в иконографии старообрядцев никогда не существовало. Медные иконы воспринимались простым народом вполне благосклонно, и многие образцы медного литья старообрядцев нашли своих благодарных обладателей среди православного населения Российской Империи.

Не все иконы со святыми, исполненные из медного сплава, являются одинаково изящными образчиками медного ремесла, так как не все мастера достигали совершенства в своём деле. В череде настоящих шедевров безымянных мастеров медных мастерских нередко попадаются и достаточно грубо исполненные иконы – без изящных узоров, эмали, со схематичными ликами святых. Но даже такие предметы русской старины представляют если не художественный или культурный интерес, то уж точно религиозный – ведь суть православия во внутреннем содержании веры, а не во внешнем её исполнении.

Можно лишь догадываться, сколько по-настоящему благочестивых христиан и молитвенников провели многие часы перед такими бесхитростными в исполнении медными иконами, вымаливая прощение и оставление грехов. Зная всё это, разве можно назвать такие иконы некрасивыми?