Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» в голубой эмали – латунная икона 19 века, изготовленная из медного сплава (латуни). Место обнаружения – территория современной Ярославской области.
Появления иконографического Образа Богоматери «Всех скорбящих радость» относится к концу 17 века, в последующие 2 века он становится одним из самых распространённых образов в русском религиозном медном литье.
Название иконы на медных образцах, в том числе и на рассматриваемом экспонате, обычно пишется в другом падеже «Всем скорбящим радость».
Иконография этого образа Богоматери изображает великую заступницу, помощницу в горестях, скорбях, избавительницу от страданий и напастей.
Название иконы говорит само за себя: к этому образу Богородицы христиане обращаются в минуты скорбей и страданий – душевных и телесных.
Известны несколько живописных чудотворных образа иконы, прославившихся многочисленными чудесами и исцелениями.
В центре композиции описываемого экспоната – Богоматерь с жезлом в левой руке, правой рукой она благословляет группу людей, протягивающей к ней руки. Слева и справа от головы Богоматери видны крупные буквы МР и ФY под титлами, обозначающие греческий вариант написания «Матерь Бога» – MHTHP ФEOY (Митир Фиу).
Скорбящие и страждущие люди окружают ростовой образ Божьей Матери с обеих сторон, среди них видны ангелы, которые также утешают верующих.
В верхней части плакетки располагается поясной образ Иисуса Христа, простирающего руки над сценой утешения скорбящих и страждущих.
На заднем фоне композиции виднеются длинные стебли с листьями и цветами, устремляющимися ввысь.
Вся лицевая плоскость плакетки равномерно залита голубой эмалью пастельного оттенка.
Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» в голубой эмали – обычный экземпляр (первая категория редкости) одной из самых распространённых икон 19 века, изготавливавшихся многотысячными тиражами, такие экспонаты с различными цветовыми решениями эмали представлены в подавляющем большинстве частных и музейных коллекций.
Состояние артефакта очень хорошее: латунь яркая, с небольшими областями потемнения; геометрия предмета не нарушена; рельеф находится в очень хорошем состоянии, сохранность эмалировки превосходная (около 100%); оборотная сторона покрыта слоем патины и зеленоватых окислов.