Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в короне» – односторонняя икона 19 века, изготовленная из медного сплава техникой литья на территории московского региона.
Родина Смоленской иконы Богоматери – Греция. При каких обстоятельствах сей образ попал на территорию Руси – доподлинно неизвестно. Согласно единственному письменному источнику, византийская принцесса – царевна Анна взяла с собой эту икону в дорогу, собираясь замуж за русского князя Всеволода Ярославовича (ок. 1046г.). На Руси данный образ стал родовой святыней русских князей и символом духовной и династийной связи Руси и Византии.
В медном религиозном искусстве образ Смоленской Богоматери – второй по популярности, после Казанского. Известно большое количество изводов этого образа.
Данный образец представляет собой икону, в которой поясная фигура Богородицы украшена короной с 9 пиками, образующими венец. Венец расположен вплотную к нимбу Богоматери и частично выходит за пределы основного медальона, заходя на обводную рамку иконы.
Внутренняя плоскость плакетки украшена двумя большими цветкообразными медальонами, в которых располагались стёршиеся буквы МР и ФY под титлами, обозначающие греческий вариант написания «Матерь Бога» – MHTHP ФEOY (Митир Фиу).
Ниже расположены маленькие медальоны, обведённые кружками, в которых, размещалась христограмма IC ХС (Иисус Христос).
Смоленская икона Божьей Матери относится к иконографическому типу Богородицы Одигитрии (Путеводительницы). Жестом правой руки Богородица указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке Матери. В руке Христа свиток – Закон.
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф. 5:17-18)
Христос, будучи Главой христианской Церкви, является и её законодателем. Жестом правой руки Он благословляет всех христиан, идущих тернистым путём покаяния и самосовершенствования.
Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в короне» – редкий коллекционный экземпляр (седьмая категория редкости). Существует огромное количество изводов данного образа, однако рассматриваемый экземпляр отличается достаточно редким вариантом иконографии.
Состояние артефакта нормальное: металл яркий, с небольшими пятнами потемнений на лицевой стороне и полностью покрыт патиной на оборотной стороне; плакетка ровная – геометрия не нарушена; состояние рельефа нормальное, на поверхности имеются сколы и выбоины; в верхней части иконы от навершия видна несквозная трещина длинной около 2 см.