История подделок предметов русской старины: медная пластика
Подделки предметов медной пластики – весьма распространённое явление, которое, согласно истории, развилось уже в XVIII веке. Такие подделки являются, пожалуй, самой большой проблемой археологической датировки медной пластики.
Подделки для старообрядцев
Изначально подделки старинных медных религиозных предметов (предметов личного благочестия) были востребованы в старообрядческой среде, где медные иконы, бывшие под запретом ещё со времён Петра, являлись артефактами древнерусского исконного православия.
Старообрядцы, для которых под видом древних реликвий и выпускались первые подделки, ценили не только медные, но и каменные изделия. Например, археологами были обнаружены три иконы с изображением Гроба Господня, сделанные из сланца уже в XIX столетии. Учитывая тот факт, что среди старообрядцев попадались весьма зажиточные люди, такие «древние» артефакты из металла и камня являлись в их глазах бесценными реликвиями, за которые они были готовы щедро платить, не подозревая о подлоге.
Позднее, появились и первые задокументированные свидетельства таких фальсификатов. В частности, Н.М. Постников (купец и известный коллекционер церковных предметов, икон и утвари середины 19 века) приводит описание около 30 подделок – крестов и икон, при этом указывая регион и период изготовления, а иногда и имя мастера-медника.
Другой специалист – археолог второй половины 19 века Николай Покровский писал о фальсификации медных икон, содержавшими надписи, «подтверждавшими», что это якобы изделия 16 века. Как правило, это были иконы, изображающие Спаса Вседержителя. Покровский утверждал, что эти иконы изготавливались для сбыта в антикварных магазинах Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода.
Подделки для коллекционеров
Также фальсификаты были весьма востребованы и среди коллекционеров. Самыми дорогими предметами в глазах ценителей традиционно были большие змеевики и металлические иконы с образом Богоматери. Эти иконы были выполнены со множеством недочётов: чрезмерная толщина изделия, желтоватый оттенок сплава, нехарактерный для медных отливок, а также с ошибки в иконографии и надписях.
Фальсифицировались и змеевики типологии «черниговская гривна». Они изготавливались из жёлтого металла, усеянного крапинками. Например, по свидетельству русского историка С.Г. Дестуниса одним из мастеров, специализировавшихся на подделке змеевиков был некий безымянный вятский кустарь-старообрядец (1884г.).
Киев второй половины XIX столетия – центр распространения фальсифицированных крестов и икон среди коллекционеров. В конце XIX века городище Княжна гор, расположенное на правом берегу Днепра и изобилующее древностями, подверглось атакам грабителей (предшественников современных «чёрных археологов»). Награбленные драгоценности поставлялись в Киев, где их и скупали коллекционеры. Артефактов было гораздо меньше покупателей, и дефицит компенсировался за счёт поддельных «древностей». Техника изготовления артефактов была ясна, а специалистов, способных отличить дубликат от оригинала, фактически не существовало.
В газете «Разные известия» от 1900-го года описывается ещё один интересный случай. В начале 1900г. крестьяне из Черкасского уезда доставили в Киев партию древних изделий, среди которых были как подлинники, так и фальсификаты. Последние были сделаны грубо, что не помешало предприимчивым крестьянам быстро распродать свой товар.
Подделки древностей были замечены и на антикварном рынке киевской старины в 1899 году. Среди них были и церковные изделия, например, литая икона святых Елены и Константина с рельефными изображениями и греческими надписями. Некоторые местные учёные не усмотрели среди изделий подделки даже несмотря на то, что фальсификаты были выполнены в грубой манере. Многие подделки из этой партии были изготовлены братьями Гофманами из Очакова.
Археолог Николай Беляшевский писал, что в те годы киевской полицией был пойман неизвестный доселе Борух Даренгейм. Ремесленник проживал в гостинице, и, по словам Беляшевского, квартира с огромным количеством найденных в ней древностей напоминала музей. Даренгейм сообщил полиции, что вместе со своим тестем Яковом Цимерманом изготовил все эти предметы в своей мастерской, якобы расположенной во Львове.
В те же годы стало известно о ремесленнике из села Нижние Юрковцы. В своей бедной избушке мужчина изготавливал предметы по заказам продавцов киевских антикварных магазинов. Борух Даренгейм оказался обманщиком: полицией было выявлено, что многие изделия из «музея Даренгейма» были выполнены ремесленником из Нижних Юрковцев. Мужчина брался выполнять заказы «по рублю за каждый»: этим и объяснялся непривлекательный вид изделий и их невероятное изобилие в квартире Даренгейма.
Помимо подделок ремесленник изготавливал и собственные изделия, которые, впрочем, тоже выдавались за предметы старины. Среди них прославившийся впоследствии крест Авраамия Ростовского. Из «Каталога собрания древностей графа Уварова» известно, что копии Креста содержатся в двух местах: в коллекции князя Шаховского и в Ростовском музее. Схожую историю имеет и крест, созданный по образцу Антониева креста Софийского собора петербургским ювелиром Верховцевым для помещика Николая Головина.
Современные подделки меднолита
Фальсификаты изготавливались и во времена СССР, но, в силу понятных причин, подделки не носили массовый характер, так что данное ремесло долгие годы оставалось в глубоком подполье.
В наше время подделок стало ничуть не меньше, чем до революции, так как кресты, иконы и складни являются предметами, представляющими большой интерес для коллекционирования.
Охота за древнерусскими и средневековыми металлическими артефактами привела к разграблению многочисленных археологических памятников и бесследному исчезновению многих ценных реликвий. Как уже отмечалось, большие потери ещё в конце 19 века понесла та же Княжна гора.
В последние два десятилетия ситуация усугубилось из-за появления металлодетекторов и многочисленной армии «кладоискателей», варварским образом уничтожающих культурный слой известных и неизвестных памятников русской и древнерусской старины.
Основная проблема оборота старинной мелкой и крупной металлопластики состоит не в том, что данные предметы физически оседают в частных коллекциях, а в том, что таким образом к ним теряют доступ специалисты, способные квалифицированно описать предмет, определить его возраст, состояние, культурный контекст и т.д.
Одна из задач каталога русской старины «Меднолит» как раз и состоит в том, чтобы создать электронный банк данных, содержащий описание бесчисленных экспонатов, представляющих интерес как для специалистов, так и для коллекционеров и широкой аудитории, интересующейся сохранившимися предметами русской истории.
В нашем онлайн-музее вы сможете найти не только полное описание предметов, их основные характеристики, но и качественные фотографии экспонатов в высоком разрешении, а также информацию об историческом контексте эпох, в которые те или иные предметы были изготовлены.