Какой угол красный?
Вы наверняка не раз слышали словосочетание «красный угол». И, скорее всего, сможете примерно объяснить, где этот самый угол располагается, почему называется именно так, и в связи с какими представлениями считается почётным местом в доме. Как правило, говорят, что красный угол – это правый угол, расположенный на противоположной от входа стене. Однако, как это часто бывает с религиозными традициями, не всё так просто. Но обо всём по порядку.
Что такое красный угол?
Само название «красный» происходит от старославянского слова «красьнъ». Оно имеет значение «красивый, прекрасный». Этот смысл прослеживается в ряде устойчивых выражений, сохранившихся до наших дней, например «лето красное», «красна девица», «красно солнышко» и других. Та же Красная площадь названа так не потому, что она «красная» в нашем понимании, а потому что она – красивая.
Уже по названию видно, что этот угол считался самым почётным местом в доме. Существовали, кстати, и другие варианты названия, например, святой или передний угол. Здесь располагались иконы, которые отождествлялись с алтарём православного храма, и стол, символизирующий церковный престол. Здесь же могла стоять ёмкость со святой водой, а также атрибутика, связанная с различными православными праздниками, например, веточка освящённой вербы или пасхальные яйца.
Домашний иконостас обустраивался согласно определённым правилам, которые касались как выбора икон, так и их размещения. Для любого домашнего алтаря обязательными были иконы Спасителя и Богородицы, остальные выбирались на усмотрение хозяев. Часто размещали иконы с изображением покровителей членов семьи (патрональные, или именные иконы). На Руси особенно почитаемы были и остаются Николай Чудотворец, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, мученики Георгий Победоносец и целитель Пантелеимон.
Иконы размещались по аналогии с церковным иконостасом: в центре – икона Христа, слева от неё – икона Богородицы. Икону Николая Чудотворца (или Иоанна Крестителя) располагали обычно справа от иконы Христа. Изображения Троицы или Распятия могли размещаться над иконами Христа и Божией Матери. Важен был и размер икон: иконы, изображающие святых, не должны быть больше икон Спасителя и Богородицы. Также их не размещали выше этих двух главных икон.
Иконы обязательно стояли – на полочке или в божнице, – а не висели. Поскольку это было самое «красивое» место в доме, полочки украшали росписью и резьбой. Иногда их делали двухъярусными. Иконы могли украшать длинным узким полотенцем с вышивкой – божником. Он покрывал иконы сверху и по бокам, но ни в коем случае не закрывал лики. Помимо освящённых предметов, здесь могли располагаться ладан, свечи, лампадное масло и прочая необходимая атрибутика.
О большом религиозном значении красного угла говорят связанные с ним традиции. Прежде чем поздороваться с хозяевами, вошедший в дом человек крестился на иконы, расположенные здесь. Самых почётных гостей сажали именно в красном углу.
Где находится красный угол?
Сложности начинаются в тот момент, когда задаёшься вопросом, где же этот угол располагался. Всё дело в том, что ещё три столетия назад на европейской части Российской империи существовало четыре варианта планировки крестьянского жилища. Центральное место – не по расположению, а по значению – занимала печь.
Интересно, что в различных регионах существовали разные варианты планировки жилища. Так, в домах в Воронежской и Тамбовской губерниях, а также на восточных землях Тульской и северных территориях Владимирской губерний печь располагалась в углу, дальнем от входа, и была повернута ко входу устьем. Это было характерно для восточного южнорусского типа жилища. В домах западного южнорусского типа – в Орловской, Курской и Калужской губерниях – устье печи было повернуто к боковой стенке.
В двух других вариантах планировки – западнорусском (Витебская, Новгородская, Псковская и Смоленская губернии) и северно-русском (северные, центральные и поволжские губернии) печь находилась у входной двери. Разница, опять же, состояла в том, в какую сторону была повернута печь: в первом случае – устьем к двери, во втором – в сторону дальней стены.
Однако в каком бы углу ни находилась печь, красный угол всегда располагался по диагонали от неё. Получается, красный угол мог быть и у входной двери.
Откуда же такая взаимосвязь между печным и красными углами? Вряд ли она случайна: скорее всего эти традиции связаны с мировоззрением наших предков. Печь, как и красный угол, занимала почётное место в доме. В целом, жильё в то время воспринималось как своеобразная небольшая вселенная – со своими подземным миром, землёй, небом… Но это отдельная тема: здесь нас больше интересуют представления о сторонах света. Так, восток и юг ассоциировались с восходом, жизнью, теплом, летом, а запад и север, наоборот, были связаны с закатом, смертью, холодом и зимой.
В соответствии с этим взглядом жилища обустраивались так, чтобы в дом проникало как можно больше света, тепла и добра. А на пути у всего тёмного, холодного и недоброго стремились расположить как можно больше препятствий.
Так, в древнейших жилищах славян дверь всегда была обращена на юг: и видимо, это связано не только с желанием впустить больше света. Печь же в те времена находилась у стены, противоположной от входа. Окон тогда ещё не было; получается дым мог выходить только в дверь, расположенную так далеко от печи. Но ставить печь ближе к двери, как это стали делать позже, в древности, видимо, опасались, так как это лишало бы их преграды перед холодом, мраком и злом, которые могли прийти с севера.
Когда в Х веке появились окна, их вплоть до ХIХ века располагали так, чтобы они выходили на юг или восток. Но зато дверь теперь устанавливали не только на южной стороне. Именно в Х веке, и начали формироваться те четыре типа внутренней планировки жилища, о которых мы говорили. Однако печь по-прежнему размещалась у северной стены. А значит, красный угол мог оказаться в южной или юго-восточной части комнаты.