Категории населения Древней Руси
Население Древней Руси по своему социальному положению, имущественным и профессиональным признакам делилось на различные категории – это удалось выяснить по материалам летописей и Русской Правды, сборника правовых норм XI-XII веков. Понятийный смысл различных категорий был различным в различных местностях Руси и менялся с течением времени. Основная линия общественного разделения в древнерусском государстве IX – начала XIII веков отделяла свободных людей от людей зависимых.
Категории свободных людей
Свободными людьми в Древней Руси считались представители общества, лично служившие князю и обладавшие всеми правами – дружинники, бояре и служители культа. Свободными были и горожане. Выше всех слоёв общества стоял князь.
Князь
Князья обладали всей полнотой власти на своей территории: они были источниками права и законодателями. В IX-XII веках киевский князь, называемый «великим», правил многими княжествами; после раздробленности Руси каждый князь имел власть на территории только своего княжества.
Дружинники
Термин «дружина» относился как к княжеским воинам, так и к княжеским приближённым. Предполагается, что слово «дружинник» произошло от слова «друг»: костяк княжеского войска составляли воины, которые воспитывались и обучались вместе с князем с юных лет; они относились к ближайшему окружению князя и имели самый высокий статус. Главным критерием возвышения дружинников было не наличие знатного происхождения, а бескорыстное и верное служение князю.
Представление об общей численности княжеской дружины даёт запись в летописи от 1093 года: у киевского князя Святополка Изяславича войско состояло из 800 дружинников, именовавшиеся в летописях «отроками».
По мере увеличения численности дружинников и приобретению некоторыми из них личных воинских заслуг, дружинников стали делить на старших и младших.
Старшая дружина
В данную категорию, называемую также «княжими мужами», входили воины, участвовавшие в военных походах князя и заслужившие его доверие. Они были советниками князя в военных и административных делах. Вместе с князем они участвовали в дружинных пирах, на которых происходил раздел военной добычи; им раздавались земли, они назначались наместниками в города, получали административные, судебные и хозяйственные назначения. Наиболее заслуженная старшая часть дружинников стала именоваться княжими боярами.
Дружинник, которому поручалось вести хозяйственные и судебные дела в вотчине князя, назывался огнищанином (от слова огнище – «очаг», «двор»). О привилегированном положении огнищанина свидетельствует Правда Ярослава: за убийство огнищанина назначалась двойная вира, составлявшая 80 гривен.
Тиун, как и огнищанин, выполнял функции управляющего княжеским двором и наделялся правом на ведение суда, но их статусные позиции значительно различались: огнищанин был лично свободным человеком, хотя в некоторой степени и зависел от князя, а тиун был слугой, холопом, который наделялся особыми полномочиями по воле князя. Должность тиунов существовала и при боярских дворах.
Мечником или емьцем становился бывший воин, служивший в суде; вирник собирал с населения различные сборы в пользу князя – виры.
Княжеская боевая дружина, не получившая должности при княжеском дворе, в мирное время распускалась по домам, «по сёлам». Но право дружинников, в том числе, младших, давать советы князю, сохранилось – об этом неоднократно сообщалось в летописях. О роли совета дружинников говорит следующая летописная запись: в 1148 году князь Ростислав, сын Юрия Долгорукого, принял решение не выступать против киевского князя Изяслава после совещания «с дружиной своею».
Младшая дружина
Точный состав младшей дружины в исторических документах не указывается; наиболее известными категориями среди младших дружинников были отроки и детские. Различия между отроками и детскими являются неопределёнными, поэтому часто их относят к одной категории. Первоначально отроки соответствовали младшей возрастной категории («молодшие» дружинники), возрастом до 15 лет. Привлекая юных боярских детей на службу, князья обеспечивали себе верность их родственников – старших дружинников-бояр. Отроки-дружинники отвечали за исправность оружия, входили в военную свиту князя, исполняли мелкие поручения и прислуживали за столом. Они занимали менее привилегированное положение, чем огнищане. Об этом свидетельствует статья в Пространной Правде: за убийство отрока назначалась вира в 40 гривен – в два раза меньше, чем за убийство огнищанина. В статьях Пространной правды отроки упоминаются также как помощники вирников.
Предполагают, что детские выделились из числа отроков и составили отдельную группу младших дружинников, сохранивших воинские функции и реже привлекавшиеся к работе по княжескому дому. Занимаемые ими административные должности были более высокими, чем должности отроков; детские были лучше обеспечены материально.
Постепенно названия «отроки» и «детские» распространились на должностных лиц невысокого ранга, занимавших административные должности.
В младшую дружину входили и старшие по возрасту воины, составлявшие категорию гриди (гридя, гридень). Гриди занимали низшие административные должности и участвовали в сборе податей и пошлин, а также осуществляли судебные функции. Сильные и отважные гриди поступали в личное услужение князя в качестве его телохранителей.
Бояре
Термин «боярин» появился в Пространной Правде XI века как обозначение привилегированного слоя землевладельцев. Источники формирования боярства на Руси были различными: в центральных княжествах данная категория населения пополнялась за счёт дружинников, наделённых землёй за службу; в Новгороде и Галицко-Волынском княжестве, где большую роль играло купечество – за счёт разбогатевших купцов. Первоначально боярин, не несший военную службу, по своему положению был несколько ниже дружинника, но к XII веку, когда социальный слой боярства сформировался окончательно, бояре, сохраняя личные связи с князем, стали занимать главенствующие позиции в обществе.
Бояре делились на две группы: княжие и земские. Главной обязанностью княжих бояр (мужей «лепших», «передних», «верховых») было несение военной службы: по первому зову князя они должны были прибыть ко двору со своим отрядом, вооружением, конями и военными запасами. Боярин с самым большим отрядом становился первым боярином. Знатные и заслуженные бояре входили в княжескую «думу» (совет), что считалось самым почётным правом.
Земские бояре (старцы градские) составляли группу знатных людей княжества, пользовавшихся влиянием еще до образования Киевского княжества; это были родовые старейшины, племенные вожди и военно-торговая аристократия. В XI-XII веках различия между княжеским и земским боярством постепенно стали исчезать: в категорию боярства вошли все крупные землевладельцы. В период раздробленности Руси значение боярства, владеющих большими вотчинами и значительными воинскими силами, резко возросло, особенно в южных княжествах (Черниговская, Рязанские земли). Обладая полной самостоятельностью, бояре могли отъехать от одного князя к другому, сохраняя при этом свои земли. От военной поддержки бояр часто зависела судьба княжества, поэтому князья старались привлечь бояр на свою сторону, поощряя их поддержку щедрыми дарениями.
В северо-восточных княжествах князьям удавалось держать бояр в сфере своего влияния, раздавая им различные должности – конюшенных, чашников, постельничих, сокольничих. Такие должности назывались путными, а занимавшие их бояре – путными боярами. Они не были выходцами из старых аристократических слоёв и высших воинских чинов -звание «боярин» было княжеским пожалованием. Бояре, особо приближённые к князю и входившие в думу, назывались думными боярами.
Духовенство
Первые священнослужители прибыли на Русь после её крещения из Византии; позже сформировался свой слой древнерусских священников, которые обладали значительными привилегиями. Священники имели право на землю, были подвластны только суду архиереев, освобождались от государственной службы и налогов в пользу государства. На высшей ступени священства находились епископы (архиереи), которые могли возводить в сан находившихся на более низких ступенях священников (иереев) и диаконов. Священники и диаконы входили в белое духовенство; чёрное духовенство составляли монахи.
Городское население
Основные группы горожан были представлены купцами и ремесленниками, которые относились к категории свободных. Жизнь и имущество горожан защищались законами.
Категории зависимого населения
В данную группу входило большинство населения Древней Руси, права которого были ограничены.
Смерды
Смерды принадлежали к членам крестьянских общин, имевших свой участок земли в пользовании, свой дом и хозяйство. Они не были прикреплены к земле князя или местного землевладельца, то есть они не являлись крепостными, но их зависимость проявлялась в необходимости платить подати или дань. Ограниченность их прав сказывалась на правилах наследования: при отсутствии сыновей имущество смерда переходило к господину.
Закупы
Многие смерды, попавшие в тяжелое материальное положение и взявшие заём у господина (закуп), становились закупами: они должны были работать в хозяйстве господина до полного возращения долга. В случае невозможности погасить задолженность, закуп превращался в полного или обельного холопа.
Изгои
Об этой категории упоминается в различных документах, но они являлись не отдельной социальной группой, а отдельными личностями, выпавшими в силу различных причин из своего окружения. Изгоями становились крестьяне, покинувшие общину или изгнанные из неё, а также отпущенные на волю холопы. Церковный устав новгородского князя Всеволода (XII век) перечисляет изгоев, взятых церковью под своё покровительство: неграмотный сын священника; получивший свободу холоп; разорившийся и задолжавший купец, лишённый удела князь. Этот список не являлся правилом для всех княжеств; большинство исследователей считает, что изгойство не носило массового характера.
Рядовичи
При заключении договора (ряда) смерда с землевладельцем, по которому крестьянин брал в долг деньги или арендовал сельскохозяйственные инструменты, смерд становился «рядовичем». По своему правовому положению рядовичи были близки к закупам и становились зависимыми на период отработки займа.
Холопы (челядь)
Это была самая бесправная категория: холопы не имели каких-либо прав, фактически являясь рабами. Холопы не могли покинуть хозяйскую вотчину; в суде за холопа отвечал господин; возмещение за убийство холопа платили господину (5 гривен за холопа, 6 гривен за рабыню). Первоначально холопами становились военнопленные, но постепенно появились и другие источники превращения свободных людей в рабов, о чём упоминается в Русской Правде: самопродажа в рабство, брак с рабыней, бегство из положения закупа, поступление на службу в качестве тиуна или ключника без каких-либо предварительных условий, совершение преступления. Холопы могли получить свободу по распоряжению своего хозяина, но, не имея какой-либо собственности, они не могли улучшить своё положение. «Холопами» могли именовать и людей лично свободных, поступивших на службу к князю или боярину. Так, Даниил Заточник, книжник XII века, иронично писал о своей мечте стать «княжеским холопом».
Категории населения в древнерусском государстве до монгольского нашествия не имели определённых рамок; замкнутыми они стали в XV-XVI веках, образуя сословия с передающимися по наследству правами и обязанностями.