Крест нательный «С прямоугольным узором» с остатками эмали – нательный предмет личного благочестия времён правления императора Петра I. Изготовлен методом литья из медного сплава на территории Московского региона в конце 17 – начале 18 века.
Четырёхконечный крест с венцом вокруг средокрестия, выполненным из стерженьков с волютами (завитками). В центре композиции Голгофский крест, очерченный с помощью тонкой контурной линии.
Медальоны на концах лопастей тельника представляют собой комбинацию из двух вписанных друг в друга квадратов. Малые квадраты содержат традиционные христограммы: ЦРЬС (Царь Славы) и IC ХС (Иисус Христос).
Квадратные медальоны сохранили в себе остатки белой эмали, которая заполняла собой «канавки», образованные вписанными друг в друга квадратами.
Нижнее поле под перекладиной содержит монограммы, именующие «копие» и «трость» – символы Крестных Страданий Христа.
Верхнее поле над перекладиной, предположительно, содержит сокращённое написание слов «Сын Божий».
Оборотная сторона креста украшена цепочкой равновеликих прямоугольников-медальонов, сходящихся от оконечностей к средокрестию, в котором, в свою очередь, размещён квадратный медальон. Каждый из медальонов содержит не читаемую монограмму, очевидно, образующую отрывок молитвы (возможно, слова молитвы ко Кресту «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…»).
Это достаточно популярная иконография старинного нательного креста, которая массово бытовала в Российской империи с петровских времён вплоть до Октябрьской революции.
Крест нательный «С прямоугольным узором» с остатками эмали – достаточно частый экспонат (третья категория редкости), полные и близкие аналоги описаны в специализированной научной литературе и широко представлены в музейных и частных коллекциях.
Состояние артефакта очень хорошее: геометрия и плоскость образца в идеальном состоянии; рельеф предмета в хорошей сохранности, металл яркий, с лёгкими потемнениями на рельефе; плоскость и геометрия креста в отличном состоянии, ушко-оглавие в очень хорошем состоянии; однако белая эмаль на медальонах экспоната сохранилась лишь на 15%.