Кто такие древляне
Племя, проживавшее в лесных массивах Восточной Европы с конца I тысячелетия, в древнерусских летописях получило название «древляне». Примерно в VIII веке древляне вошли в состав племён, на основе которых сложилось древнерусское государство. Особенности жизни древлян вызывали и вызывают неизменный интерес учёных и любителей истории. На чём основано особое внимание к жизни древлян, и почему споры об их истории ведутся много десятилетий?
Из каких источников взяты сведения о древлянах?
Первым и главным источником информации о древлянах является древнерусская летопись, предположительно написанная в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором – «Повесть временных лет». До новых времён дошёл второй список «Повести временных лет», включённый в Лаврентьевскую летопись XIV века; перевод «Повести» на русский язык был сделан академиком Д.С. Лихачёвым и доступен для всех.
Дополнительные сведения о жизни древлян учёными взяты из византийских источников, а также из других древнерусских летописей. Материальные свидетельства о жизни древлян представлены археологическими находками.
Летописные сведения о древлянах
Сведения о древлянах, приведённые в «Повести временных лет», стали хрестоматийными. Древляне, по летописному описанию, жили по «скотьски, убиваху другъ друга», ели всё нечистое, девиц они «умыкиваху у воды», то есть заключение брака у них заменялось «умыканием девиц у воды». «Звериному» образу жизни древлян летописец Нестор противопоставлял «кроткий» обычай полян, в IX веке проживавших на киевской земле: поляне были «тихими», имели «великую стыдливость» и невест приводили в дом жениха. Согласно сведениям из «Повести временных лет», около 883 года древлянам пришлось покориться киевскому князю Олегу, платить ему дань в размере одной чёрной куницы с хозяйства; древляне были привлечены также к участию в византийских походах Олега. После смерти Олега в 912 году древляне вышли из подчинения Киеву, но в 914 году им вновь пришлось подчиниться киевскому князю Игорю, который возложил на них дань «болше Олговы» (больше Олеговой).
Учёные о трактовке летописных сведений, касающихся образа жизни древлян
Об общественной жизни древлян
Причина появления негативных характеристик древлян, данных летописцем, кроется в его словах: «по-скотски», то есть по языческим обычаям. В то время языческие обычаи, по словам Нестора, соблюдали кроме древлян радимичи, вятичи, северяне, кривичи и «прочие язычники». Иное мнение у летописца о полянах: они чтили закон Божий, «крестились во Христа и во Христа облеклись». Неблаговидные отзывы летописца о древлянах, таким образом, объясняются различием в верованиях.
Об обычаях «умыкания невест»
По поводу данного обычая можно найти разъяснения в более поздних летописях: обычай «умыкания» невест, встречавшийся и у других славянских племён – вятичей, радимичей и северян – проходил по согласию сторон; вода при этом использовалась как очистительная сила – водой омывали кольца и пояса.
Обычай «убиваху другъ друга»
означал обычай кровной мести, типичной для всех языческих народов, а не только для древлян.
Следовательно, образ жизни древлян соответствовал обычаям нехристианских народов того времени, А пристрастное описание древлян киевским летописцем можно объяснить его желанием принизить роль древлян, также как и других языческих племён, в образовании древнерусской государственности.
Археологические данные о жизни древлян
Первые археологические сведения о древлянах были получены при курганных раскопках, проводимых в конце XIX – начале XX веков. Археологи доказали справедливость мнения о расселении древлян в лесистых местностях. Восточными соседями древлян были поляне, западными – волыняне, на севере древляне граничили с дреговичами. Точные границы расселения древлян установить не удалось, но известно, что с VI-VII веков они заняли обширные территории в бассейнах рек Тетерев, Случь и Уша (Уж) в Среднем Поднепровье.
С VIII века образ жизни древлян не ограничивался только лесными пространствами. Наличие серпов среди найденных артефактов показывает, что древляне занимались хлебопашеством, глиняных черепков – о развитии гончарного производства, металлических изделий – о налаженном кузнечном деле. Помимо земледелия древляне занимались скотоводством, развивали ткацкое и кожевенное дело. Материалы для ремесленных мастерских древляне находили в местах их проживания; пряслицы из местного красного шифера, возможно, вывозились за пределы их земель.
Обнаруженные женские украшения свидетельствовали о наличии торговых отношений древлян с соседними племенами. Виды украшений имели сходство с изделиями, найденными в погребениях соседних племен, но имели и свои отличия. Так, перстнеобразные височные кольца у женщин древлян были более тонкими, чем у полянских женщин. Многочисленные виды бус – стеклянные, золочённые, сердоликовые, бронзовые – были того же типа, что и у соседних племён. Однотипность обнаружена и в видах перстней – витых, плетёных и литых. Торговля, очевидно, выходила за пределы соседних славянских племён, о чём свидетельствуют найденные янтарные украшения.
Предметы вооружения, обнаруженные при раскопках, были представлены копьями, кинжалами, наконечниками стрел и ножами. Оружие, также как и предметы быта, в основном, были сделаны из железа и украшены бронзой и серебром.
О перспективном развитии общества древлян свидетельствует становление городов. Летописные сведения и археологические данные позволили определить, что у древлян появились города: Искоростень – центр древлянского общества, Овруч, Олевск, Малин (Мал). У древлян начала складываться государственность: правили ими князья и «лучшие мужи» (племенная знать), опиравшиеся на дружину. Известно имя князя древлян – Мал. В круг летописных персонажей он вошёл не потому, что имел какие-либо личные княжеские достижения, а благодаря участию в судьбе князя Игоря.
Спорные вопросы о древлянах
Этническая принадлежность древлян
Византийский историк причислял древлян к германцам, Владимирская летопись XV века – к «литве» (то есть к балтам). Автор «Повести временных лет» полагал, что древляне были «из славянского племени» – данная точка зрения утвердилась и в отечественной литературе.
О миролюбии древлян
В литературе можно встретить мнение, что древляне были миролюбивым народом – в пользу данного суждения говорит тот факт, что при раскопках погребений было обнаружено лишь небольшое количество оружия. Подтверждением может служить и властвование полян над древлянами в течение долгого времени. Но древляне были далеки от миролюбия, когда они участвовали в византийских походах Олега, а также когда в качестве средства наказания князя Игоря и его дружины они выбрали жестокое убийство.
Древляне – это особое племя, отличавшееся от других
В период раннего племенного обособления у древлян, также как и у других славянских племён, имелись свои, особые, этнографические черты. Но ранняя потеря племенной самостоятельности привела к потере их этнографических и диалектных особенностей.
Основной спорный вопрос в истории древлян – их конфликт с князем Игорем
В «Повести временных лет» упоминается эпизод из жизни древлян, многократно повторяемый в различных литературных источниках – казнь князя Игоря древлянами в 945 году. Автор летописи, который записывал свои заметки примерно через полтора века после гибели Игоря, связывал жестокость древлян с непомерной жадностью князя: он предпринял два похода к древлянам за данью. В первый поход Игорь отправился со всей дружиной, затем, отпустив большую часть дружинников с данью, князь Игорь отправился во второй поход с «малой дружиной». Для древлян это был третий поход из Киева, так как до Игоря ежегодную дань собрал знатный киевский воевода Свенельд. Летопись сообщает, что узнав о готовившемся повторном походе князя Игоря, древляне вместе со своим князем Малом решили, что иного способа избежать грабительского набега, кроме как убить Игоря, у них нет – так следовало бы убить волка, который повадился в стадо к овцам. Князь Игорь не принял во внимание предупреждение древлян – тогда древляне «убили Игоря и дружину его, так как было её мало». Князь Игорь был погребён со всеми почестями у города Искоростень. Подробности казни в летописи не сообщались.
Для историков в эпизоде второго похода Игоря на древлян неясна причина, по которой князь, оставшись с «малой дружиной», самоубийственно, пренебрегая угрозами древлян, вновь отправился к ним за поборами. Многие исследователи полагают, что летописец вольно трактовал события. На деле Игорь не мог отпустить большую часть дружины, так как после сбора дани в первом походе дружина отправилась в полюдье, которое длилось около полугода и предполагало объезд территорий с целью сбора налога с каждого хозяйства. Таким образом, действия князя Игоря находились в рамках отношений с подчинённым Киеву племенем. Но древляне, имевшие свою государственность в виде княжеского правления, продолжение сбора налогов, в какой бы форме их не собирали, посчитали новый побор нарушением их прав и восстали.
«Повесть временных лет» не приводила жутких подробностей гибели Игоря; о них стало известно из византийских источников. В частности, историк Лев Диакон сообщал, что князь Игорь, отравившись в поход «на германцев, был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». Такой способ казни существовал у многих народов в период раннего средневековья.
Взаимоотношения древлян и княгини Ольги после гибели её мужа, князя Игоря
Согласно летописным сведениям, древляне, желая упрочить своё положение, решили посватать Ольгу за их князя Мала. Но Ольга избрала жестокий путь мести за гибель мужа. Она отказала древлянам в сватовстве и трижды наказала их. Первый раз она приказала живьём засыпать землёй двенадцать знатных послов от древлян, приехавших её сватать; вторая месть Ольги заключалась в сожжении в бане следующей партии послов, которых легковерные древляне вновь послали в Киев. Для совершения третьей казни Ольга приехала в Коростень на тризну по её убитому мужу и пригласила на обед 5000 знатнейших древлян, которые по приказу Ольги были умерщвлены её дружинниками. В 946 году, собрав новое войско в Киеве, Ольга вернулась к древлянам со своим сыном Святославом. Оставшимся в Искоростене древлянам княгиня предложила откупиться, послав ей с каждого двора «по три голубя да по три воробья». Обрадованные возможностью лёгкого откупа древляне отправили Ольге дань. По приказу княгини к каждой птице привязали зажжённый трут; отпущенные на волю птицы полетели к своим гнездовьям и подожгли весь город. Искоростень выгорел полностью; часть бегущих жителей погибла от рук воинов Ольги, часть была взята в плен. На оставшихся древлян была «возложена тяжкая дань».
Касаясь освещения событий, связанных с местью княгини Ольги за гибель мужа, известный русский историк Н.М. Карамзин написал, что летописное описание не согласуется ни с «вероятностями рассудка», ни «с важностию истории» и взято, без всякого сомнения, «из народной сказки». Тем не менее, летописные описания действий княгини Ольги стали подаваться в литературе как достоверные.
В дальнейшем ходе истории древлян трудно вычленить из сформировавшейся восточнославянской общности; древляне слились с другими славянскими племенами.
Древляне в памяти народа
Сведения о местонахождении погребения князя Игоря и его дружины остались только в легендах и местных преданиях; археологи не смогли обнаружить их. Предполагается, что дети князя Мала, Добрыня и Малуша, были вывезены княгиней Ольгой. Добрыня стал воеводой и явился прототипом русского былинного героя Добрыни Никитича; его образ увековечен в народных преданиях и представлен в памятниках. Малуша служила в княжеском доме Ольги ключницей (или же милостницей – раздатчицей милостыни). Князю Святославу она родила сына Владимира, будущего Крестителя Руси. Память о Малуше и её юном сыне Владимире не так давно была увековечена в виде памятника в городе Коростень, Житомирская область. Там же поставлены памятники князю древлян Малу и киевской княгине Ольге. Памятник Малуше и юному Владимиру был поставлен и в посёлке Любеч, Черниговская область.
В представлениях о древлянах соединились факты и легенды.