Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии

Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии


К тому времени, когда на территории восточных славян начало формироваться государство, названное историками Древняя или Киевская Русь, Византийская империя существовала и активно развивалась уже более шести столетий. Русь выбрала свой цивилизационный путь развития под влиянием Византии: первые русские князья восприняли византийские принципы государственного и экономического управления и сущность византийской духовности – православия. В православии раскрылся духовный или внутренний мир человека – его чувства, мысли, переживания, его вера и стремления. Путь к восприятию византийского наследия на Руси сложился через соприкосновение с важнейшими элементами византийской духовной сферы: религией, культурой и искусством.

Почему именно с Византией у Руси сложились тесные культурные и духовные связи?

Первых князей Древней Руси привлекали великолепие и роскошь византийских городов с золотыми куполами храмов, шумными морскими портами и мраморными дворцами с несметными сокровищами. Первоначально их целью было получение с Византии богатой военной дани, для чего Рюриковичи совершили несколько военных походов на Константинополь-Царьград. Но складывающаяся внешнеполитическая обстановка и мудрость правителей обеих государств сумели изменить ситуацию, и Русь из врага Византии превратилась в её последователя. Интерес двух стран был взаимным: для Руси высокоразвитая культура Византии служила образцом; Византия рассматривала огромные северные территории как возможность для расширения своего духовного влияния. Немаловажным был тот факт, что Византия не стремилась колонизировать Древнюю Русь, что обеспечивало преимущественно мирный характер их связей. Не препятствовала Византия и контактам Древней Руси с католическим Западом, не настаивала на изучении греческого языка, оставляя для Руси право свободы выбора. В отличие от стран Западной Европы Византия относилась к Руси не как к «дикой и отсталой» окраине, а как к полноправному государству.

Начало активных контактов Руси и Византии

Начало активных контактов Руси и Византии


Начало перехода от политики военной конфронтации к культурному взаимодействию между Древней Русью и Византией произошло в конце X века, когда вслед за крещением Руси Константинополь и Киев установили дипломатические связи и укрепили ранее существовавшие торговые отношения. Вместе с посольскими представителями на Русь прибыли духовные миссии греческого духовенства и торговые караваны с искусными произведениями византийских мастеров. Киевские князья стали приглашать греческих мастеров и зодчих для строительства храмов и украшения городов. С другой стороны, русские монахи селились в обителях на Афоне, русские воины служили в византийской армии и не раз принимали участие в боевых действиях.

Влияние византийской культуры на Русь имело свои особенности: оно не было планомерным и постоянным, но менялось во времени и пространстве – степень взаимодействия зависела от внутриполитической ситуации в обеих странах, от наличия внешних угроз и от политики правителей. Территориально более тесные контакты были установлены между Византией и южными и юго-западными областями Руси; на севере и северо-востоке древнерусского государства связи с Византией были слабее. Неравномерной была и степень восприятия Русью византийских традиций: в некоторых областях общественной жизни она была поверхностной – например, византийская светская литература не получила на Руси большого распространения. Наиболее полно проникновение византийских традиций проявилось в области церковной идеологии, в особенностях проведения богослужений, в зодчестве и в религиозном изобразительном искусстве.

Русь и Византия: церковь и иконопись

Русь и Византия: церковь и иконопись


Более пяти веков Русская церковь была тесно связана с византийской. На смену языческому страху перед силами природы с православием на Русь пришло восхищение красотой: красоту древние русичи увидели в торжестве богослужений («пребывает там Бог с людьми»), в величии храмов, в иконописи, в христианском подвижничестве. Красота стала синонимом доброты и милосердия. Православие кардинально изменило Русь: новая духовность сформировала сознание и быт людей, повлияла на государственный строй и его идеологию, стало основой всех сфер жизни, укрепляя традиции и духовные ценности. По византийским традициям на Руси сложилась практика строгого служения Богу – монашество.

Русская церковь восприняла византийские принципы церковных канонов: при проведении церковных служб допускалось только вокальное сопровождение, без использования музыкальных инструментов; для достижения единства звука и слова пение могло сопровождаться напевным чтением (речитативом).

Византийские мастера познакомили древнерусских художников с техниками фрески, мозаики и с иконописным каноном. Образцом для русских мастеров служили византийские иконы: по ним иконописцы изучали средства художественной выразительности и особенности композиции. Классическим примером византийской школы религиозного искусства являются фрески и мозаики Софии Киевской. Каноны византийской живописи распространились по всей Руси: советским археологом В.Л. Яниным (1929-2020) в Новгороде была обнаружена мастерская византийского живописца Олисея Гречина, который вместе с русскими мастерами расписывал Спасо-Преображенскую церковь на Нередице. Ученики приезжих греков-иконописцев – преподобные Алипий, Григорий и многие другие – сами стали наставниками для следующих поколений живописцев.

Византия не только делилась мастерством изобразительного искусства, но и отправляла на Русь православные святыни. Так, в 1131 году в подарок князю Юрию Долгорукому на Русь была доставлена древнейшая икона Божией матери, изображавшей строгий лик Богоматери со скорбными глазами, прижавшей к своей правой щеке ребёнка. На Руси эта святыня известна как Владимирская икона Божией матери – она была перевезена князем Андреем Боголюбским во владимирский Успенский собор. Сейчас почитаемая икона находится в Москве, в храме-музее в Толмачах.

Русь и Византия: зодчество

Русь и Византия: зодчество


Вместе с христианством Русь приняла от Византии и каноны храмового искусства – в X веке это была крестово-купольная форма каменного храма, обычно одноглавого, реже пятиглавого. При строительстве храмов использовалась сложная система перекрытий, требующая совершенной строительной техники и выдержавшая проверку временем. По данным летописи первые каменные соборы на Руси были возведены греческими строителями: это Десятинная церковь в Киеве (X век) и собор Спаса Преображения в Чернигове (XI век). София Киевская (XI век), создавалась уже совместным трудом греческих и древнерусских мастеров.

Украшения первых храмов также производилось с помощью греков; так, в Софии Киевской сохранились византийские мозаики, создающие эффект мерцания и передающие образ света, постоянно исходящего от духовных священных изображений.

Русь и Византия: книжная культура

Византия считалась страной с почти поголовной грамотностью; традиции грамотности и почитания книг появились и на Руси. Первые книги на Русь были доставлены из Византии: на славянские языки были переведены многие богословские и исторические книги, получившие широкое распространение на Руси после её крещения. В библиотеке великого князя во Владимире были книги на греческом языке, что позволяет предположить о знакомстве грамотных людей с греческим языком. Обучение в первых школах в Киеве и Новгороде строилось по образцу византийских школ с изучением главных богословских книг.

«Симфония властей»

Одна из сторон христианского духовного наследия Византия касалась системы государственного управления – это принцип «симфонии» (созвучия) властей, установленный византийским императором Юстинианом (VI век). В основу принципа «симфонии» была положена сбалансированность полномочий церкви и государства: они не должны противоречить друг другу и действовать сообща во имя государственного благополучия. Модель сбалансированных полномочий властей была перенесена в древнерусское государство: князья не присваивали себе атрибутов священства и поддерживали церковь, священники заботились о государственном благе, например, призывая к единству Русской земли. Различающиеся полномочия – государство ответственно за внутреннюю и внешнюю политику, церковь – за морально-нравственные устои – имели одну цель: сохранение и укрепление государства. Византийский принцип гармонии властей сохранялся на всём протяжении истории Древней Руси, хотя временами наблюдалось и нарушение баланса.

В чем ценность византийского духовного наследия для Руси?

В чем ценность византийского духовного наследия для Руси


Восприняв византийские идеи православия и лучшие образцы культуры, Древняя Русь не копировала их, а переработала и способствовала дальнейшему развитию. Древнерусское государство выработало свои формы воплощения духовного богатства Византии. Внешне это выразилось в изменении архитектурного строения храмов, которые приобрели луковичные главы и устремились вверх, приобретя подчёркнуто вертикальную композицию. Изменились внутреннее убранство церкви и проведение торжественных богослужений: в церкви появился высокий пятиярусный иконостас, была разработана своя певческая система. К XV веку на Руси на смену византийским образцам иконографии пришли собственные критерии искусства, выразившиеся в большей свободе изображения и большей теплоте иконографических образов; примером является более простое изображение Богоматери-защитницы Оранты в Софии Киевской. Помимо византийских переводных книг на Руси были распространены собственные летописи, а первые сборники законов основывались на собственных, древнерусских, юридических нормах.

Но главная идея византийского наследия осталась неизменной: духовная жизнь сосредоточилась на человеке, его душе, на постижении духовного смысла жизни.


Рекомендуемые статьи

Распространение христианства на Руси

Распространение христианства на Руси

До официального крещения Руси все стороны жизни восточных славян были связаны с язычеством: славяне имели пантеон богов, с которыми отождествляли явления природ..

Перегородчатая эмаль Древней Руси. Украшения

Перегородчатая эмаль Древней Руси. Украшения

Художественные изделия, изготовленные по особой технологии из стекловидного порошка или эмали, были хорошо известны в Древней Руси. Эмаль на Руси называлась «хи..

Исторические знания в Древней Руси

Исторические знания в Древней Руси

Современному человеку получить знания по истории просто: в его распоряжении огромное количество источников – книги, интернет, средства массовой информации, музе..

Древнерусское зодчество

Древнерусское зодчество

Термины «зодчество» и «архитектура» являются синонимами, но имеют разное происхождение: слово «зодчество» имеет древнерусские корни, слово «архитектура» родом и..

Древнерусские путешественники

Древнерусские путешественники

Тема пути всегда интересовала людей. Далёкий путь во времена Древней Руси был долгим, трудным, сопряжённым с опасностями в виде встреч с дикими зверями или разб..

Первая библиотека на Руси

Первая библиотека на Руси

Слово «библиотека», древнегреческого происхождения, сложено из двух частей: biblio (книга) и thēkē (хранилище). В русский язык слово пришло из византийских церк..

Рекомендуемые изделия