Латунный мужской нательный крест «Процветший» – массивный предмет личного благочестия середины 18 – конца 18 века, отлитый из медного сплава (латуни). Образец относится к «мужскому» типу крестов, отличающемуся прямыми линиями и острыми углами.
По иконографии аналогичен известным коллекционным изделиям из серебра. Возможно, данный тип креста являлся более дешёвой подражательной копией.
Четырёхконечный основной крест с удлинённой нижней лопастью украшен 9 кринами (ростками) по всему периметру. Использование такого художественного приёма порождает витиеватость и сложность формы обычного креста. Такой вид креста получил название «процветший». В более широком смысле «процветший крест» - это форма креста, декорированная стилизованными ростками, имитирующими ветви, лозы и цветы, бутоны или почки.
4 крина образуют лучистый венец, они расположены под углом 45 градусов к средокрестию. По одному крину украшают левую, правую лопасти, а нижняя оконечность креста украшена 3 кринами.
В основную плоскость изделия вписан восьмиконечный крест, с еле различимым рельефом орудий Крестных Страстей Христовых. Средокрестие Голгофского креста украшено цатой. Цата (лат. centus) – серповидная фигура в форме полумесяца, нередко с фигурными узорчатыми краями. В контексте медного религиозного литья цатой называется литой элемент, располагающийся на перекрестии креста, либо на шее иконного лика в виде массивного украшения.
Четыре медальона украшают боковые, верхнюю и нижнюю оконечности креста и имею форму пятиконечных фигур («домиков»). Надписи в медальонах различимы, но, по-видимому, это традиционные христограммы и монограммы.
Оборотная сторона экспоната, очевидно, имела некоторые узоры и надписи, стёршиеся вследствие бытования.
Ушко тельника выполнено в виде плоского продолговатого звена овальной формы и находится под прямым углом к основной плоскости изделия.
Латунный мужской нательный крест «Процветший» имеет 7-ю категорию редкости (редкий коллекционный экземпляр), такого рода кресты не представлены в известных коллекциях и публичных источниках, далёкие аналоги описаны в специализированной справочной литературе. Очевидно, что в данной иконографии предмет выпускался ограниченным тиражом.
Состояние артефакта очень хорошее: геометрия креста не нарушена, рельеф в хорошем состоянии – мелкие детали композиции утрачены; металл яркий, без патины; ушко целое, без дефектов.