Литература Древней Руси

Литература Древней Руси


Древнерусская литература (X-XVII веков) явилась началом для развития всемирно известной русской литературы. Необыкновенно поэтичная по языку и своеобразная по тематике литература Руси имела свои особенности, связанные с историческим развитием страны и её богатой духовной жизнью.

Особенности древнерусской литературы

Главной темой древнерусской словесности, по выражению академика Д.С. Лихачёва (1906-1999), является «смысл человеческой жизни» – эта тема сквозной нитью проходит через всю русскую литературу, составляя её главную особенность. Другие характерные черты ранней русской литературы определены своеобразием исторического пути Руси.

Первые книги на Руси носили рукописный характер, они писались на пергамене (пергаменте) – тонко выделанной коже телят. Бумага появилась в XIV веке, книгопечатание – в XVI веке, но рукописные книги сохранились до начала XVIII века.

Литература Древней Руси исторична – она отражала реальные исторические события. Фоном для развития сюжетов служила историческая обстановка тех времён: вымысел, с точки зрения христианства, являлся ложью и не допускался в литературных произведениях. Были и исключения: в популярном апокрифе (книге, не входящей в библейский канон) «Хождение Богородицы по мукам» рассказывается о том, как Богородица в сопровождении архангела Михаила посещает ад, расположенный глубоко под землёй. Картины мучений грешников страшны – язычники помещены в кромешную тьму; сплетники, клеветники и развратники подвешены к раскалённым железным крюкам; нарушители клятв и прочие нечестивцы помещены в огненную реку. Книга давала земным грешникам надежду: в апокрифе Богородица просит Бога проявить милость.

Другой особенностью древнерусской литературы, особенно периода IX-XIII веков, является неизвестность авторства произведений и наличие различных вариантов текста: произведения много раз переписывались, переписчики вносили в тексты, по своему желанию или по велению князей, изменения и дополнения. Считается, например, что «Повесть временных лет» написана монахом Нестором, но многие исследователи аргументированно опровергают это утверждение, считая, что летопись писалась в течение длительного времени разными авторами.


Особенности древнерусской литературы


Древнерусская литература не была привязана к какому-либо определённому жанру – это ещё одна особенность литературы данного периода. Традиционно жанры древнерусской литературы делят на два вида: религиозный (церковные тексты, жития святых, хождения) и светский (летописи, поучения, воинские повести и слова назидания).

Корни древнерусской литературы

Фольклор

Устное народное творчество явилось фундаментом, на котором была основана литература Древней Руси. Древнерусский фольклор не исчез после появления письменных литературных памятников; они сосуществовали вместе, дополняя и развивая друг друга. Сюжеты и герои славянского эпоса, былин, сказаний, преданий, сохранённые в веках, перешли в древнерусские произведения.

Старославянская книжность

Переводная литература, включающая богословские и библейские книги, юридическую и догматическую литературу, поступала в огромных количествах из Византии и Болгарии благодаря деятельности монахов-подвижников Кирилла и Мефодия и их учеников. Вместе с книгами на Руси появился литературный церковно-славянский язык, постепенно смешавшийся с бытовым древнерусским.

Древнейшей книгой на Руси считается Новгородский кодекс (начало XI века), обнаруженный новгородской археологической экспедицией под руководством академика В. Л. Янина (1929-2020) в 2000 году – это триптих из липовых дощечек, покрытых воском; размер дощечек достигал 19×15 сантиметров. Текст на дощечках включает псалмы, начало Апокалипсиса Иоанна Богослова и множество фрагментов неизвестных текстов.

Древнерусские литературные памятники дошли до нового времени в небольшом количестве, но все они являются величайшей ценностью мировой литературы.

Из «золотой коллекции» оригинальной древнерусской литературы

Летопись «Повесть временных лет» (начало создания – 30-40 годы XI века)

Летопись Повесть временных лет


Истории, описанные в «Повести временных лет», известны даже тем, кто не знаком с этим летописным памятником. Со школьных лет все знают о том, как князь Владимир выбирал религию для своего народа, встречаясь с представителями разных вероисповеданий; все знакомы с «вещим Олегом», помнят истории о жестокой казни древлянами князя Игоря и мести княгини Ольги за смерть своего мужа. Все эти, а также другие известные сюжеты пришли в русскую историю и литературу из «Повести временных лет».

Центральной темой для летописца «Повести» была судьба страны и русского народа. Историю Руси автор (или авторы) начинает с библейской легенды о всемирном потопе и разделении земли после спасения от потопа между сыновьями Ноя: Симом, Хамом и Яфетом. Летописец разделяет утверждение, что славяне, так же как и греки (византийцы), являются потомками Яфета. Хронологию Русской земли автор летописи начинает с 852 года – времени первого упоминания Руси в греческом летописании, и доводит историю до времени правления Владимира Мономаха.

История для летописца – не отвлечённый материал, он тесно связывает её с человеком. На первый план выносятся судьбы и деяния первых русских князей, биографии которых щедро приправляются сказаниями и легендами. На легендах основан рассказ о призвании трёх варяжских князей, Рюрика, Синеуса и Трувера, в Новгород, а также об основании Киева тремя братьями – Кием, Щеком, Хоривом и сестрой их Лыбедью. Число «три», перешедшее в древнерусскую литературу из эпоса, где оно употреблялось в значении множественности, в литературе Руси имело символическое значение.

Русские князья предстают в летописи не только как мудрые и мужественные правители, но и как обычные люди со своими характерами и поступками. Князь Олег, прозванный «вещим» (волшебником), не смог избежать своей смертной судьбы. Летописец пишет, что судьбу ему предсказали «поганые» язычники – в христианстве предсказаний нет. Смелый Игорь, внимательный к нуждам своей дружины, погиб из-за своей жадности, обложив древлян непомерной податью. Летописец восхищается мудростью и твёрдостью княгини Ольги, но откровенно сообщает о её жестокости при мести древлянам за гибель мужа. Гибель в бою с печенегами прямодушного и мужественного князя-воина Святослава летопись объясняет его непослушанием матери, княгини Ольги, и отказом принять христианскую веру.

На основе легенд составлено жизнеописание князя Владимира – сначала как жестокого язычника с необузданными желаниями, а затем, после крещения, переродившегося в добродетельного и милосердного христианского князя.

Истории о русских князьях используются летописцем как поучительные примеры для их потомков. Добро для летописца равнозначно красоте, а история предстаёт как арена борьбы добра со злом, победа в которой зависит не только от Божьей воли, но и от деяний конкретных людей.

Поучение «Слово о законе и благодати» Илариона (XI век)

Образец ораторской прозы, написанной митрополитом Киевским Иларионом, «Слово», произнесённое в Софийском соборе, прославляет Русь как равную среди всех государств мира. Особой похвалы, по убеждению Илариона, заслуживает князь Владимир, совершивший подвиг – принятие и распространение христианства, после чего Русь «ведома и слышима есть всеми концы земли». Значение христианской Руси Иларион подчёркивает, сравнивая христианство и иудаизм: христианство это Благодать, данная всем народам, в то время как Закон (Ветхий завет) был распространён только среди иудейского народа. Красочные метафоры придавали поучению живость и эмоциональность: язычество сравнивается с «мраком идольским», Закон – с «иссохшим озером», Благодать – с «наводнившимся источником». Риторические приёмы Илариона стали образцом для древнерусских литераторов XII-XV веков.

«Поучение» Владимира Мономаха (начало XII века)

Поучение Владимира Мономаха


Со словами назидания Владимир Мономах обращается к своим детям и к каждому русскому человеку. Примеры он берёт из собственной биографии, поучения подкрепляет Священным писанием.

Главными обязанностями князя, по мысли Мономаха, являются обеспечение единства и процветания своего государства. Князь должен заботиться «о хрестьянских душах» и об «убогих» (бедных). Князю следует быть внимательным к людям: посещать больных, участвовать в проводах в последний путь. Понимая, что церковь является надёжным помощником в деле обеспечения единства страны, Владимир Мономах призывает заботиться о благе церкви и избегать «грехов своих».

Человека Мономах считал чудом; он любовался гармонией мира, созданной Богом. Но человек должен трудиться; главным пороком князь считал лень, а также предостерегал всех от погибели души вследствие лжи, пьянства и блуда. Трудолюбие Мономах понимал как обязанность защищать свою страну и быть готовым к воинскому подвигу. Сам он участвовал в 83 больших походах и множестве малых; на охоте подвергался нападению тура, лосей, однажды «лютый зверь скочил» на его «бедра» и поверг наземь князя и его коня.

В быту князья должны быть гостеприимными; семейные отношения нужно строить на внимании и взаимоуважении; жену свою надлежало любить, но не дать ей «над собой власти».

«Поучение» представило образ идеального князя, человеколюбивого христианина, смелого и мужественного правителя, заботящегося о своём государстве и о славе Русской земли.

Житие. «Сказание о Борисе и Глебе» (конец XI-начало XII века)

Житие. Сказание о Борисе и Глебе


В основу произведения неизвестного автора лёг исторический факт – злодейское убийство князем Святополком своих младших братьев Бориса и Глеба в 1015 году. Борис и Глеб, обладая высокими нравственными и христианскими добродетелями, не пошли против своего брата Ярослава, как этого требовал Святополк, и добровольно приняли смерть. Братья стали христианскими героями-мучениками. «Сказание» называет их «земными ангелами», а властолюбивого Святополка – «окаянным» и «треклятым». Закономерным для автора «Сказания» представляется конец Святополка: разбитый Ярославом, он бежал с поля боя и умер в пустынном месте. Тела Бориса и Глеба являются нетленными, а от могилы Святополка исходит «смрад».

Эмоциональность и политический мотив «Сказания» – осуждение братоубийственных распрей – сделали произведение популярным на Руси; всего существовало 170 списков.

«Хождение игумена Даниила в Святую Землю» (XII век)

Хождение игумена Даниила в Святую Землю


Игумен написал свои путевые записки не только для того, чтобы познакомить жителей Руси с дальними местами, но и для того, чтобы все прониклись святостью и благочестием Иерусалима. Свои христианские чувства при вступлении в Иерусалим Даниил описывает как «великую радость» со слезами. Он восхищается благодатной природой древнего города, где «земля добра и многоплодна», а вода в реке Иордан «сладка». Храмы в Иерусалиме «дивны и хитро созданы» и украшены несказанной красотой. Приводит игумен и сведения из легенд: за алтарём церкви Воскресения находится «пуп земли», неподалеку от него стоит камень с отверстием, куда был вставлен крест, на котором распяли Христа.

Проявлением Божьей милости ко всей Русской земле Даниил посчитал воспламенение лампады, поставленной им у Гроба Господня – так религиозная цель путешествия соединилась с патриотической миссией русского игумена.

«Киево-Печерский патерик» (XIII век)

Патериком называли сборник жизнеописаний духовных лиц, в основном, отцов церкви, отшельников и монахов. Основой «Киево-Печерского патерика» стала переписка между образованными и талантливыми людьми – епископом Владимирским Симоном и монахом Киево-Печерского монастыря Поликарпом. Рассказы содержат сведения по исторической действительности того времени – периода монгольского нашествия, описывают деятельность князей и представляют яркие картины монастырского и церковного быта. Реальная жизнь перемежается в «Патерике» с вымыслом. По рассказам авторов, печерские святые за отказ от житейских радостей были вознаграждены Богом даром пророчества и способностью творить чудеса. Так, князю Ростиславу Владимировичу монах Григорий предсказал гибель в воде. Разгневанный князь приказал утопить самого монаха, но Григорий чудесным образом через три дня был обнаружен своей братией в келье с камнем на шее. А князь, действительно, утонул при переправе. Монах Прохор мог превращать лебеду в хлеб, а пепел – в соль; монах Григорий мог изгонять бесов.

Много внимания в «Патерике» уделяется борьбе с бесами, которые досаждали печерским монахам. Назначение бесов, помощников дьявола – сеять зло. Бесы могли принимать любое обличье, но монахи успешно раскрывали их сущность и заставляли работать во благо монастыря: молоть зерно, переносить тяжёлые брёвна и т.д.

«Киево-Печерский патерик» показывал силу веры на примере русского «воинства Христова».

«Слово о полку Игореве»

Слово о полку Игореве


Произведение, относящееся к 1185-1187 годам, является самым знаменитым произведением древнерусской литературы, близкое к народному эпосу. «Слово» изучают уже несколько веков, пытаясь понять тайны его воздействия на читателя. А.С. Пушкин знал это произведение наизусть и начинал писать заметки по поводу его художественной ценности.

Сюжет «Слова о полку Игореве» основан на реальном историческом событии – неудачном походе новгород-северского князя Игоря на половцев, его пленении и освобождении от плена. На этом фоне неизвестный автор, очевидно, принимавший участие в походе Игоря, даёт характеристику многим русским князьям, порицая их за разобщение, ведущее к погибели. Главная тема «Слова» – преодоление междоусобиц и сохранение Русской земли. Этой теме подчинены все литературные приёмы произведения: язык и ритмика «Слова» приближены к народному песенному творчеству, высокий накал эмоциональности достигается использованием красочных эпитетов. Образы князей сопоставляются с «солнцем» и «светом», а половцев – с «тьмой» и «чёрным вороном». В описаниях автора русская природа оживает: после поражения Игоря она плачет вместе с русским народом («древо к земли преклонилось»), а после прибытия Игоря на Русь торжествует («солнце светится на небеси»). Проникновенные слова жены Игоря Ярославны с мольбой о возвращении мужа созвучны чувствам женщин всех времён, переживающих за судьбы родных, ушедших на поле боя.



Политическая направленность «Слова» в его поэтическом воплощении сделала произведение бессмертным: в нём можно увидеть обращение автора к потомкам с заветом беречь Русскую землю.


Рекомендуемые статьи

Исторические знания в Древней Руси

Исторические знания в Древней Руси

Современному человеку получить знания по истории просто: в его распоряжении огромное количество источников – книги, интернет, средства массовой информации, музе..

Место и роль Руси в Средневековой Европе

Место и роль Руси в Средневековой Европе

В период Киевской Руси (IX-XII века) в Европе сложилось около двух десятков государств, влияющих на международную политику. Древнерусскому государству предстоял..

Митрополиты Московские и всея Руси

Митрополиты Московские и всея Руси

Титул «митрополит», один из древнейших в христианской церкви, присваивается епископам за личные заслуги и долгое служение церкви. В 1458 году в Русской правосл..

Первый свод законов Древней Руси

Первый свод законов Древней Руси

Государство «Киевская Русь», образованное в IX веке, объединило около 20 восточнославянских племён, каждое из которых имело свои традиции, обычаи и нормы жизни...

Древнерусские пословицы и загадки

Древнерусские пословицы и загадки

Пословицы или краткие изречения с законченной мыслью первоначально были важной частью рассказа, песни или сказки; предназначение пословиц – передать суть и мора..

Былины Древней Руси. Часть 1. Киевский цикл

Былины Древней Руси. Часть 1. Киевский цикл

Былины или народный эпос в стихотворной песенной форме появились на Руси в X-XI веках в период становления и расцвета Киевского государства. В ранние времена бы..

Былины Древней Руси. Часть 2. Новгородский цикл

Былины Древней Руси. Часть 2. Новгородский цикл

Своеобразие новгородских былин выделило их в отдельный вид народных песенных сказаний, отличающихся своими сюжетами и главными действующими лицами. События в бы..

Летоисчисление на Руси

Летоисчисление на Руси

По древнерусскому календарю сейчас, в 2022 году, идёт 7530 год. Какие представления были у жителей древней и средневековой Руси о времени и о календаре? Что яви..

Жанры древнерусской литературы

Жанры древнерусской литературы

Период формирования древнерусской литературы пришёлся на X-XI века. Жанры литературы в Древней Руси, основанной на древнеславянской духовной культуре и фольклор..

Первая школа на Руси

Первая школа на Руси

Школа в общеупотребительном значении обозначает образовательный центр, предназначенный, в основном, для обучения детей. Современному обществу, где практический ..