Лошадь на Руси
Конь на Руси – это добрый помощник в домашнем хозяйстве, верный спутник дружинника в военных походах и символ благополучия для дома. В славянских мифах конь символизировал солнце, в русских сказках он предстаёт как волшебный Конёк-горбунок или Сивка-Бурка. Изображение конька входило в древнерусские амулеты; резная голова коня как символ благосостояния помещалась на крышу домов. Для детей обязательно мастерили деревянных лошадок; юных княжичей сажали на коня в 3-4 года.
Конное дело считалось важным занятием с самого начала создания древнерусского государства.
Конь в истории человечества
Сильные и быстроногие прародители лошади были приручены человеком примерно 6 тысяч лет тому назад. Предполагают, что в основу одомашнивания легли две породы: тарпаны – невысокие широколобые степные лошади, и крупные лесные лошади с узким лбом и удлинённым черепом. Совершенствовать породы лошадей начали народы Древнего Востока: персы, бактрийцы, жители прикаспийских и закавказских территорий. Лучшие породы стали считаться величайшей ценностью; благосостояние страны и её могущество оценивались по количеству лошадей. Безлошадные хозяйства считались самыми бедными.
Почитание коня в Древней Руси
Магическая вера в коня как в сверхъестественную силу, способную обеспечить плодородие, во времена язычества превратилась в почитание коня. Достаточно упомянуть, что в могилу дружинника помещали кости его скакуна, принесённого в жертву для сопровождения своего хозяина в загробный мир. Князь Андрей Боголюбский велел похоронить его коня, павшего в бою, со всеми воинскими почестями.
Почитание коня сохранилось и в христианской символике: святой Георгий изображается верхом на белом коне, святые Флор и Лавр считаются покровителями коней и воинского дела. По христианским традициям, 18 (31) августа в день святых Флора и Лавра в Древней Руси старались освободить лошадей от работы: животных приводили к церковной паперти, украшали попонами и цветами, окропляли освящённой водой.
Виды и породы лошадей в Древней Руси X-XIII веков
Известно, что лошадей по особенностям их применения на территории Древней Руси делили на милостных, сумных и поводных. Наиболее ценными были милостные лошади – так называли коней элитных пород, которых получали князья и знатные бояре в качестве подарка от западных и восточных правителей. В XII-XIII веках лёгкие и статные восточные породы коней с благородной посадкой головы были известны как «фари»; с XV века их стали именовать аргамаками. Сумные лошади использовались в качестве тягловой силы, способной перевозить тяжелые грузы – сумы и вьюки; поводные лошади были приспособлены к передвижению в обозах.
Разделение рабочего вида лошадей на категории стало известно из монастырских смет: лошади делились на кошовые (перевозящие грузы), деловые (рабочие) и стадные. Для всех лошадей сено выдавалось в осенне-зимний период; остальное время они были на подножном корму. Жеребым кобылам дополнительно выдавался овёс. О количестве лошадей в табунах даёт представление запись в Ипатьевской летописи: князь Святослав Ольгович, участник многих феодальных усобиц XII века, вместе со своей семьёй владел табуном, в котором было «3000 кобыл и 1000 коней».
Судя по документам и археологическим данным, основное конское поголовье Древней Руси относилось к некрупным рабочим породам лошадей. Их экстерьер (узколобые, со средним размером черепа) был близок к примитивным породам лошадей, не отличавшихся особой статью.
Из новгородских берестяных грамот стало известно о разнообразии мастей бытовавших тогда лошадей: масти варьировались от рыжей до голубой. Рыжая и бурая масти представлены всеми оттенками коричневого окраса; голубой мастью называли высоко ценившийся серый окрас. Покупали и продавали новгородцы также чалых коней – с вкраплениями белого волосяного покрова. Неравномерный коричневый окрас назывался сивым (или саврасым).
Цены на коней колебались от 1 рубля в середине XIV века до 3 рублей в начале XV века.
Юридические древнерусские документы показывают возрастание ценности коня как собственности: наказания за кражу коня ужесточались. Так, за кражу коня («коневой тать») в Правде Ярослава (XI век) предусматривался штраф в 3 гривны; Пространная Правда (XII век) отнесла конокрадство к тяжкому виду преступлений, за которое полагалась смертная казнь.
Древнерусская военная конница
Конное войско в Древней Руси было создано в X-XI веках. Богатые дружинники имели не одного, а двух-трёх коней, которых можно было менять во время похода и в бою. Обоз был необязателен: отсутствие обоза обеспечивало мобильность войска. Летописи отмечали, что великий князь киевский Святослав Игоревич (X век) вместо обоза использовал вьючных лошадей. Пищу князь и его дружинники готовили на месте или обходились солониной; спали, «постилая потник с седлом в головах» (потником служил войлок под седлом).
Обоз составляли в случаях готовившейся долгой осады вражеских городов: на телегах размещали осадные орудия и необходимые запасы еды и пищи.
Развитие конницы в Древней Руси быстрее происходило на юге, чем на севере – это объяснялось наличием южных степных просторов с благоприятными природными условиями для пастьбы и необходимостью обороны при нападении кочевников. Пополнение русской конницы на юге происходило за счёт захвата вражеских коней в качестве добычи; в мирное время печенежских и половецких коней Русь покупала на приграничных рынках.
На северных территориях Руси в состав конницы вошли лошади вида дестриэ, пришедших с севера Европы – из Швеции и Германии. Дестриэ – это собирательное название крупнейших лошадей, способных выдержать всадника в тяжёлых доспехах. Вес богатырских лошадей с мощными ногами доходил до 800- 1000 килограммов, рост – до 2 метров. Тяжеловесные породы легко опрокидывали противника в бою, но были маловыносливыми.
Более мобильная и выносливая конница была сформирована при Дмитрии Донском, который в состав конного войска включил лёгких степных лошадей, доставляемых на рынки заволжскими татарскими торговцами. В Куликовской битве 1380 года наряду с тяжеловооружёнными всадниками на крепких и тяжёлых лошадях принимали участие кайсаки – вольные люди из Приволжья, передвигавшихся на лёгких и быстроногих конях.
Становление русского коневодства как отрасли
В период становления древнерусского государства выращивание и выучка коней для работы и для войны проходили при дворах князей, крупных землевладельцев и монастырей. Увеличение конского поголовья и усложнение работы требовали введения ответственной должности – в хозяйстве великих князей появилось ведомство Конюшего пути, возглавляемое старшим конюхом или конюшим. Конюший считался одним из главных чинов в княжеской вотчине; согласно статье в Русской Правде жизнь конюшего оценивалась в два раза дороже жизни простого общинника.
Конюшенное ведомство значительно разрослось в XIV веке при князе Московском Иване Калите: за многочисленными табунами лошадей смотрели сотни слуг; боевые, ездовые и пашенные лошади проходили особую подготовку. Конюхи занимались селекцией лошадей, готовили их к военному походу, к бою и к княжеской охоте; ведомство отвечало за фураж, за конскую упряжь и за конные средства передвижения. При сыновьях Ивана Калиты конюший назначался только из числа знатных приближенных, в XV веке конюший стал военным советником царя. В 1584 году высший придворный пост конюшего занял Борис Фёдорович Годунов, который в 1598 году был избран на царство.
Конные заводы
В XV-XVI веках на Руси были организованы первые конные заводы – «кобыльи конюшни». Начало заводам, занимавшихся отечественным воспроизводством племенных лошадей и созданием новых пород, было положено основанием подмосковного Хорошёвского завода при Иване III. Для конезавода приобретались заводские европейские и восточные породы лошадей, в частности, аргамаки. При Иване Грозном были основаны два конных завода – в Александровской и в Гавриловской слободах; к началу XVII века число заводов достигло 13. Подобные заводы, сохранявшие традиции разводить крупных и тяжёлых коней, создавались при дворах аристократии и при монастырях. Усложнение задач привело к созданию нового органа управления по коннозаводству: в XVI веке Конюший путь был преобразован во влиятельный и многочисленный Конюшенный приказ.
В период Московского царства большое развитие получило выращивание двух пород лошадей: русской улучшенной (в центральных и западных частях) и татарской или ногайской (в Поволжье). Для русской улучшенной породы отбирались медлительные в ходу, но крупные и сильные животные, что соответствовало русскому идеалу о верховом коне. Татарскими конями, лёгкими и подвижными, называли низкорослых и неказистых степных боевых лошадей, а также коней скрещенных пород – потомков быстрых и неприхотливых половецких и кипчакских коней. В крестьянских хозяйствах повсеместно встречались помеси русской и татарской пород. Их масти – чалая, каурая (светло-рыжая), буланая (песочного цвета), пегая (с белыми пятнами) – считались неблагородными. Простая русская или ногайская лошадь на рынке оценивалась в 3-4 рубля.
Немногочисленные породистые скакуны в Московском государстве XV века были представлены европейскими и азиатскими лошадьми. Из Европы через рынки Великого Новгорода поступали ливонские клепперы и литовские жмудки. Невысокие и сильные немецкие клепперы с правильным экстерьером предназначались для тяжеловооружённых всадников; небольшие лесные лошадки жмудки, выносливые и красивые, представляли собой смешанную породу коней азиатских кровей и клепперов. Из Азии привозили турецких и туркменских аргамаков; на рубеже XVI-XVII веков конюшни знатных людей стали пополняться знаменитыми арабскими скакунами с изящными пропорциями и грациозной поступью.
Для освоения искусства разведения лошадей на русский язык были переведены книги известных европейских коннозаводчиков по иппологии и ветеринарии; уход за конями был поставлен на научную основу. При разведении лучших пород лошадей обращалось внимание на масть: особо ценились вороная (чёрная) и светло-серая или белая масти, а также серая в яблоках и бурая (тёмно-рыжая). При торжественном выезде использовались лошади, подлежащие особому уходу: их покров имел зеркальный блеск, усиливающийся блестящими серебряными подковами.
Племенные производители отбирались на конных ристаниях (поединках). Несмотря на строгие запреты христианской церковью «коньных уристаний», считавшихся «елинскими беснованиями» и богомерзким делом, традиция проведения русских конных состязаний сохранилась. Сохранилась и привязанность к лошадям. Иностранцы отмечали, что русские предпочитали ездить верхом или на санях даже «из одной улицы в другую» и «считали бесчестьем ходить пешком». Очевидно, что речь шла о зажиточных гражданах, но тенденция считать коня символом благополучия подмечена верно. Цены на породистых лошадей в XVI веке доходили до 10 рублей.
Настоящий переворот в конном деле произошел в Российской империи при Петре I – с этого времени в России начинают выводить свои, русские, породы коней.