Медные иконы с XI до XIX века
Медные иконки, крестики, складни встречаются не только в музеях и частных коллекциях – увидеть их можно и в квартирах обычных людей, получивших уникальное наследие от пожилых родственников. Такие иконки различаются по размерам – они могут быть как миниатюрными, так и величиной с ладонь. Медные складни и иконы отличаются искусной работой, мастерской прорисовкой образов, а также богатой историей.
Впервые на территории Руси литые иконы появились после принятия и распространения христианства, в XI веке. Первые иконы привозились из Византии, которая в то время представляла собой культурно-православный центр. А в период XIV-XIX веков создание и распространение меднолитых икон на Руси приобрело массовый характер. Иконки были разнообразные, различающиеся размерами, обработкой, техникой выполнения.
Одним из самых оригинальных изделий был змеевик – нательный элемент, выступавший связующим звеном между славянским язычеством и православием. Внешне змеевик выглядел как небольшая икона. На одной ее стороне находились изображения креста или образа святого, а на другой – переплетенные змеиные тела, что свидетельствует о языческой символике. Для изготовления таких амулетов-змеевиков использовалась не только медь, но и драгоценные металлы, хотя и реже.
Наибольшая распространенность литых икон наблюдалась в средневековой Руси. Производство таких изделий было налажено в Новгородской, Московской, Тверской областях. Обычно старинные почитаемые иконы использовались в качестве исходных моделей для отливки изделий. В дальнейшем местные художники тоже стали распространять свои работы.
Стандартная форма медных икон – прямоугольник со слегка закругленными краями. Время от времени изготавливали меднолитые изделия в форме круга или многоугольника.
Помимо икон, русские мастера создавали множество складней, а также нательных, наперстных и киотных крестов. Были распространены и мощевики – кресты из створок, которые использовались как маленькие тайники для хранения христианских реликвий (например, святых мощей).
На иконах изображались различные сюжеты, но все они относились к православной тематике. Меднолитые изделия содержали и старообрядческие, и новые церковно-православные сюжеты. Чаще всего на литых иконах изображались Богоматерь с младенцем, Святые, Христос, Распятие, Моление. Меднолитые иконы имели особое оглавие, в котором мастера изготавливали петельку – через нее люди пропускали нить, чтобы повесить образ на шею или дома на стене. А в XIX веке такие петельки были уже «ненастоящими», так как отверстие в них уже отсутствовало, что не позволяло пропустить через изделие нить.
Складень – один из распространенных видов литых икон. Такая складная икона представляла собой триптих – картину из трех элементов (например, рисунков или рельефов), объединенных сюжетом, цветовой гаммой и техникой исполнения. Складни были распространены ввиду компактности в слаженном виде – в этом случае их размеры были не больше размеров стандартных медных икон. А в разложенном состоянии складни выступали в качестве полноценных транспортируемых иконостасов. Ведь в походах редко выдавалась возможность побывать в церкви. А дороги в те времена были опасными, длительными, продолжавшимися несколько месяцев. И если стандартные иконы занимали лишнее место и были слишком хрупкими, то транспортируемые складни не боялись случайных ударов, хорошо переносили дорогу.
Также на Руси были распространены панагии – круглые иконы, которые использовали священнослужители. На поверхности таких изделий наносился образ Пресвятой Богородицы.
Оформление меднолитых икон тоже претерпевало изменения. В конце XVII века в государстве стали изготавливать изделия, которые имели отношение к духовной жизни обычных людей. Сохранившиеся изделия, оказав большой вклад в культуру и историю, на текущий момент хранятся в специальных государственных учреждениях.
Влияние раскола церкви на изготовление меднолитых икон
Русская православная церковь раскололась в XVII веке, что повлияло на все сферы жизни населения Руси, в том числе и на изготовление меднолитых икон.
Расколом церкви руководил патриарх Никон. Его цель заключалась в том, чтобы добиться единообразия в книгах, календарях, иконах согласно древней византийской традиции. Священники православной церкви осознавали, что богатая история существования русской церкви, продолжавшаяся более 5 столетий, привела ко множеству разрозненных трактовок, расхождений в литературных произведениях, в иконографии и практике. В основном это объясняется традиционным переписыванием книг вручную. Ошибки – и специальные, и непреднамеренные – переписывались и накапливались. Реформа обрела как последователей, так и противников, что застопорило ее развитие. Православные люди объединялись с тем или иным лагерем, считая, что только их выбор позволяет сохранить настоящие церковные традиции. Приверженцы старых традиций стали называться старообрядцами, а их церковь получила название старообрядческой.
Также в XVIII веке государство на официальной основе включило церковь в свою систему. Старообрядцы столкнулись с ограничительными мерами от государства – например, оно попыталось уничтожить имеющиеся иконы и наложить запрет на изготовление новых изделий, изображающих двуперстное крещение. Государственные деятели стали преследовать «неверные» образы. А в 1723 году был выпущен приказ о полном запрете на изготовление металлических икон. Этот приказ не выполнялся, однако люди стали по-другому относиться к меднолитым иконам, воспринимая их в качестве элемента старообрядчества.
А старообрядцы стали активнее поддерживать меднолитые православные иконы. Медное литье отличалось легким тиражированием – достаточно было иметь матрицу (деталь с зеркальным отображением отливаемой детали для обеспечения формы отливки). Любую икону можно было использовать в качестве модели для производства новых образов. Такие иконы стали символизировать вечность, истинную веру, поскольку они были прочные, легко сохранялись и передавались от старшего поколения к младшему.
Старообрядцы считали, что истинная Церковь может быть исключительно гонимой, что выразилось в идеологии согласия странников. Меднолитые иконы подходили к условиям постоянных странствий. Такие изделия были защищены от трещин, падений, осыпания слоя краски.
Старообрядцы и в самом деле сохранили множество исторических памятников, включая редчайшие меднолитые иконы. Выпуск и производство литых икон не останавливался. Люди воспринимали новоделы в качестве настоящих, древних, правильных икон, так как они изготавливались по образу старых, со строгим соблюдением правил производства и оформления. Так как население почитало древние традиции, изготовление медных икон распространилось по всему государству, выйдя далеко за границы областей проживания старообрядцев.
Меднолитые иконы получили особое распространение в XVIII-XIX веках, так как этот период характеризуется резким развитием металлургической промышленности, особенно на Урале – в центре металлургического производства. Это обеспечило массовое изготовление и выпуск металлических изделий.
Также активное распространение литых икон объясняется тем, что среди старообрядцев часто были обеспеченные, знаменитые люди – например, Морозовы, Третьяковы, Гучковы. Созданные в «медницах» меднолитые иконы сохранились и до наших дней. Сегодня это технические и художественные шедевры того периода, характеризующиеся тонкой мастерской работой, умелым золочением или серебрением, использованием эмали различных цветов.
Медные иконы, покрытие эмалью
Такие изделия получили на Руси известность с XVII века. Используемая на иконе эмаль выступает в качестве фона для изображения, а не формирует саму картину. Это некое «разукрашивание» литого рельефа. Нередко встречались иконы, которые были изготовлены по одной и той же модели, однако одно из изделий было покрыто эмалью, а второе не содержало такого покрытия.
Пик популярности икон с эмалью пришелся на XVIII век. Яркий пример – икона мастеров Выговской обители в Поморье. Мастерские, где изготовлялись такие изделия, находились по всей стране. На сегодняшний день ученые историки могут быстро установить, в какой области создали ту или иную литую икону.
Выговская обитель
Во второй половине XIX века появилось множество уникальных литых изделий – не только иконок, но и складней, крестов – которые поражали воображение рисунком и искусным оформлением. Данные предметы выполнены на более профессиональном уровне, их рельеф качественно проработан, рисунок отличается четкостью и детализацией, а надписи выполнены четко и красиво. Такие медные иконы вызывали ощущение ликующего счастья, хотя старообрядческий образ жизни был достаточно умеренным, отличающимся самоограничениями, строгой самодисциплиной.
Только в больших промышленных центрах было возможно производство таких изделий. Одним из основных центров выступал Данилов монастырь на р. Выге (Выговская область). Медница Данилова монастыря стала известной по всей стране.
Выговская область особенно прославилась 4-створчатым складнем («утюгом» ввиду большого веса и внешней схожести). Форма створок была выполнена в виде прямоугольника, форма вершины – в виде полуовала/полукруга с заострением на середине дуги. Для соединения створок использовались трубчатые петельки, через которые проходил стальной стержень. Сначала собирались боковые створки с краю, укладываясь внутрь, а затем складень захлопывали, как книгу. По размерам такой складень соответствовал большой мужской ладони. Внутренняя часть изделия представляла собой иконостас, состоящий из 12 некрупных клейм в виде изображения, композиции из нескольких фигур. Обычно на клеймах изображалось поклонение иконам, двунадесятые праздники.
Литые иконы на Выге отличались идеально чистым рисунком, отсутствием ошибок, недочетов. Изделие не нужно было подвергать прочеканке, чтобы изображение было четким. Отливание мелких элементов, ликов и надписей осуществлялось сразу же. Для украшения оборотных сторон изделий нередко использовались рисунки, орнаменты. Обычно мастера применяли для этого Голгофу в обрамлении.
По мнению ученых-историков, именно на Выге в XVII веке был создан 20-клеймный складень, который сегодня представляет собой уникальный иконографический образец. Сведения о талантливом и искусном мастере не дошли до наших дней, однако можно с уверенностью сказать, что он был настоящим профессионалом в своей сфере. Исходный оригинал изделия тоже не сохранился до настоящего времени.
Мастера с такими же умениями трудились в Московском печатном или патриаршем дворе, работали в Оружейной палате. В Поморье мастера создавали иконы в стиле Новгородской иконографии (Чудотворец Никола, Георгий Победоносец и другие). При изготовлении таких икон золочение или многоцветная эмаль не применялись.
С XIX века мастера стали редко украшать литые иконы яркой многоцветной эмалью. С течением времени мастера из Поморья или Выги начали активно использовать одноцветную эмаль – например, синего кобальтового, голубого цвета. Белый цвет применялся намного реже.
В конце XIX века полноцветная палитра эмали вновь приобрела популярность. Однако производство меднолитых икон почти полностью сошел на «нет» – изготовлением икон уже занимались другие школы, центры и мастера.