Медные старинные складни. Виды складней
Термин «металлопластика» применительно к предметам старины трактуется неоднозначно. В широком смысле к металлопластике относят все предметы, изготовленные из металла; в узком, специальном, значении под металлопластикой понимается изготовление мелких предметов с применением техники создания рельефных изображений на металлических изделиях, включающих предметы религиозного культа.
Развитие металлопластики на Руси
Металлопластика создаётся с помощью литья. Литейное дело появилось в древнейшие времена: находки в Поволжье и Северном Причерноморье датируются V-I тысячелетием до н.э. Первые литейщики для литья металла использовали глиняные формы и восковые модели. В VIII-IX веках на территории древнерусского государства литьём часто занимались женщины, изготавливающие украшения: нити, облитые воском, заливали глиной, которой придавали нужную форму; после закаливания формы в неё заливали металл. После остывания форму аккуратно разрушали и получали ажурное украшение.
Древние формы для отливки изделий делались также из камня, песка и земли. Позднее стали использоваться восковые модели, которые обмазывали глиной, а затем обжигали. Расплавленный воск вытекал, а в полученную форму заливался металл.
В Древней Руси литьё широко распространилось с XI века; металлопластика готовились из медных, серебряных, оловянных или свинцовых сплавов. Наиболее распространённым было медное литьё, которое вытеснило технику изготовления резных предметов из камня, кости и дерева. Среди меднолитых предметов значительное место занимали складни.
Медные складни
Слово «складень» (створки, расклад, складная икона) преимущественно употребляется как название православной иконы, состоящей из небольших икон, соединённых петлями и складывающихся друг с другом. Складень обладает такой же Божественной благодатью, какой обладают все другие освящённые иконы. Понятие «складень» не является чётко определённым, относящимся только к одному виду изделий. Складнями назывались также кресты, предназначенные для хранения святой частицы, но за такими крестами закрепилось название энколпион или крест-мощевик. В свою очередь, складень-икона наряду со святыми образами может включать крест. Иногда к видам складней причисляют панагии в виде ковчежца для ношения святыни; складень мог выглядеть также как ящичек для основной иконы, остальные сюжеты помещались на створках ящичка, который закрывался дверцей.
Типы складней
В основу распространённой классификации складней-икон легла их конструкция. По количеству створок складни делятся на двустворчатые (диптихи), трёхстворчатые (триптихи), четырёхстворчатые (квадриптихи) и многостворчатые (полиптихи). Русский историк и искусствовед В.Н. Перетц (1870-1935) описывал новгородский складень 1628 года, состоявший из 10 створок.
До XVII века самым распространённым видом меднолитых складней были небольшие трёхстворчатые изделия. Предполагается, что их популярность объяснялась сходством с Царскими вратами в храме. Вид трёхстворчатых складней был позаимствован из Византии; каждая из двух створок по ширине была равна половине средника: при такой конструкции средник закрывался створками, плотно прилегающими друг к другу. Главный образ помещался на среднике, к навершию которого прикреплялось оглавие – небольшое подвижное ушко. Сюжеты, изображаемые на средниках и на створках, как правило, совпадали.
В XVIII веке изменилась конструкция складней: створы стали делать с петлями, в которые вставлялись штыри – створы накладывались одна на другую, что позволило увеличить их количество до четырёх.
По способу ношения складни делятся на нательные, наперсные (нагрудные) и киотные (поставные). Нательные и наперсные складни иногда объединяют в одну группу. Складни часто называют «дорожными» или «походными» иконами, так как их часто брали с собой путники и воины – об этом свидетельствует большое число складней, обнаруженных за пределами Русской земли и найденных на местах сражений. Примером воинских складней могут служить солдатские иконы-диптихи с образами Смоленской иконы Божьей матери и Николая Угодника, в большом количестве обнаруженные на местах сражений Отечественной войны 1812 года.
Начало распространения производства меднолитых складней
Складни-иконы на Руси появились в X веке вместе с распространением христианства. Сделанные по византийским образцам, древнерусские складни первоначально делались из дерева или из сочетания серебра и дерева. Судя по археологическим находкам и письменным свидетельствам, меднолитейное производство складней широко распространилось по всей российской территории в XVII веке. Изготовление складней, в особенности после увеличения количества створок и усложнения их конструкции, было трудоёмким и затратным делом, поэтому они производились в небольших количествах. Значительный количественный и качественный рост производства меднолитых складней-икон в XVIII-XIX веках произошел после их массового изготовления в старообрядческих общинах.
Меднолитые складни-иконы старообрядческих общин
Причина, по которой в среде старообрядцев производство религиозной металлопластики достигло больших масштабов, заключалась в особенностях их общежительства. Старообрядцы старались жить уединённо, по своим правилам и законам, и им необходимо было иметь в моленных домах и при себе повседневный поклонный образ, так как они молились только своим иконам. В качестве доступного и долговечного материала для их изготовления подходила медь, поставляемая с уральских предприятий. Кроме того, вывозимые на рынки изделия металлопластики, произведённые в мастерских старообрядческих общин, составляли часть их доходов.
Первые складни старообрядцев были двустворчатыми. Удобству ношения такого складня способствовали его небольшие размеры, не превышавшие четырёх сантиметров в высоту. Тонкая работа литейщиков Выговской старообрядческой общины (Карелия) сделала их изделия необычайно популярными. Выговская медная пластика имела особый художественный стиль, получивший название поморского: его отличали тщательная проработка деталей, литой рельеф, гравировка, разноцветные яркие эмали и огневое золочение – прокаливание золота, растворённого в ртути до полного испарения ртути. Поморский стиль был заимствован многими литейными мастерскими старообрядцев, а затем и другими российскими предприятиями. Особо почитались створы с образами «Богоматерь Оранта» («Богоматерь Знамение») и «Троица Ветхозаветная» с изображением трёх ангелов, сидящих за столом с трапезой.
Среди видов поморских складней ведущее место занимал трёхстворчатый складень, представлявший образы «девятки»: Деисуса (моление Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи) на среднике и по три изображения святых на створках. Позднее появился другой вид триптиха – на каждой створке по одному изображению Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи. Праздничным чином иконостаса стал триптих с изображением двенадцати главных праздников. В начале XVIII века к трём створам с изображением двунадесятых праздников добавилась четвёртая: на трёх створах были помещены клейма с образами двунадесятых праздников, на четвёртой представлен сюжет поклонения иконам Богоматери. Все створы имели килевидное или купольное завершение. По основному сюжету складни данного типа получили название «Большие праздничные створы». Праздничность иконам придавало и использование эмалей, количество которых доходило до шести.
Подобные складни производились и в других старообрядческих общинах России. Мастера московских общин добивались более высокого качества: их изделия отличались от поморских тщательной прорисовкой деталей, особой декоративностью, наличием надписей и иногда монограмм мастеров. Примером московского стиля может служить триптих «Деисус, Рождество и предстоящие мученики и святые» (XIX век) с разноцветными эмалями на ярком металле и высоким рельефом изображений.
Подмосковные гуслицкие мастера изготавливали «створцы» с эмалями и большим количеством декоративных элементов в виде растительных орнаментов и геометрических фигур. Недорогие изделия загарских мастеров отличались большим весом, отсутствием опиловки и редким использованием эмалей.
Меднолитая продукция московских и подмосковных мастеров стала образцами для провинциальных литейщиков: в конце XIX-начале XX века выделились «медницы» села Красное (Костромская губерния) и села Старая Тушка (Вятка). По качеству литья и искусству оформления складни, произведённые в этих мастерских, не уступали московским изделиям.
Иконография складней
Каждая православная семья имела иконы и складни с образами Богоматери и Иисуса Христа. Считалось важным иметь складень со святыми образами, отправляясь в дорогу или на место сражения. Образ благословляющей Богоматери на триптихе «Богородица всех скорбящих радость» призван был защитить и избавить от бед и страданий. Триптих «Богоматерь Смоленская» включал образы двенадцати подвижников церкви и архангелов и образ Спаса Нерукотворного на навершии; слова молитвы на иконе усиливали её эмоциональное воздействие.
Складни с образом Иисуса Христа часто включали другие святые образы. Например, двустворчатый складень «Господь Вседержитель» на левой створке представлял образ Николая Чудотворца. В трёхстворчатом складне «Деисус» фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя на двух створках повёрнуты к образу Спасителя, изображённого на центральной створке.
Образы святых на складнях. Наиболее почитаемым образом, отражённым в массовом тиражировании медных изделий, был великомученик Георгий-змееборец. В каждой семье имелись также иконы и дорожные складни с образами Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. Святитель Николай Чудотворец (в старообрядческой традиции написания – Никола) и его иконографический тип в виде Николая Можайского часто изображался в окружении избранных святых, включавших апостолов, архангелов, святителей и священномучеников – такой складень позволял православному верующему иметь себе целый иконостас.
Почитанием пользовались святые, которые в народной среде считались целителями. К примеру, к священномученику Антипе обращались с молитвенной просьбой об исцелении от болезней, в частности, от зубной боли.
На образы святых мучеников Кирика и Иулиты (Улиты) возлагали надежды на защиту детей от болезней; святые мученики Флор (в русской традиции – Фрол) и Лавр помогали предотвратить конский падёж.
В настоящее время значимость меднолитой древнерусской и старинной пластики возросла: металлопластика позволяет многим иметь частицу далёкого прошлого у себя дома, а старинные складни-иконы – положить начало домашнему иконостасу или пополнить его.