Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе.
Численность древнерусского населения
Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек.
Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена
Согласно летописи Нестора, в состав древнерусского государства вошли пятнадцать славянских племён, точнее племенных союзов, состоящих из множества племён (от 100 до 200 в каждом союзе). Археологические раскопки подтвердили верность летописных сведений.
Поляне, одно из самых крупных племён восточных славян, занимали территорию по среднему течению Днепра. Помимо обычных для древних племён занятий – охота, рыболовство и бортничество – поляне освоили скотоводство, земледелие и многочисленные ремёсла; они торговали как с ближними соседями, так и с другими государствами Запада и Востока. Воинское искусство полян позволило им распространить своё влияние на древлян, дреговичей и северян. Земли полян с городами Киев, Вышгород, Василев, Звенигород стали центром владений первых князей из рода Рюриковичей. Полагают, что именно эта территория в конце X века стала именоваться Русью.
Северяне расселялись к северу от полян между устьями рек Десна и Рось, на равнинной территории, которая позже вошла в состав Черниговского и Переяславского княжеств. Название племени связано не с географическим расположением, а с древнеславянским словом, обозначавшим родственника. К Киевской Руси их присоединил князь Олег.
Древляне освоили земли западнее полян, между реками Днепр и Припять. Происхождение их названия летописец объяснял проживанием в лесах. Древляне были землепашцами, скотоводами и коневодами, обладали высокоразвитым ремесленным производством (гончарным, кузнечным, кожевенным, ткацким), вели меновую торговлю с другими странами. Центральным городом был Искоростень. В истории Руси хорошо известен эпизод восстания древлян против князя Игоря, обложившего их непомерной данью.
Дреговичи занимали болотистые местности (болото по-славянски называлось «дрягва») вдоль Западной Двины, между реками Припять и Березина. До подчинения их Киевской Русью в IX веке дреговичи имели своё княжение; столицей их княжества был Туров. В период раздробленности они вошли в Туровское, а затем в Полоцкое княжество.
Полочане, соседи дреговичей, проживали также у Западной Двины, вдоль её притока Полота. По утверждению летописца, кривичи были потомками полочан. Позже на основе племени полочан было образовано Полоцкое княжество.
Дулебы, бужане и волыняне поселились в бассейне верхнего течения Западного Буга. Некоторые исследователи считают, что бужане (по названию реки Буг) и волыняне (по названию местности Волынь) выделились из племени дулебов. С конца XI века население племени чаще всего называлось волынянами. Упоминание о них встречается в баварских летописях, где описываются волынские крепости. Волыняне занимались земледелием и имели развитые ремёсла в городах Волынь и Владимир Волынский. В состав Киевской Руси они вошли в 981 году после завоевания их территории Владимиром Святославичем. В период раздробленности входили в состав Галицко-Волынского княжества.
Уличи жили в междуречье Южного Буга и Днепра вдоль побережья Чёрного моря. Их главным городом был Пересечень. К Киевской Руси были присоединены в середине X века.
Тиверцы проживали между Днестром и Прутом, занимая часть побережья Чёрного моря. Их основным занятием было земледелие, но тиверцы принимали участие и в военных походах русских князей на Царьград.
Вятичи занимали территорию в бассейне рек Ока и Москва. Название племени произошло от имени его родоначальника по имени Вятко или же от слова «венеды». Вятичи жили в землянках или полуземлянках. К Киевской Руси они были присоединены князем Святославом в середине X века, но еще столетие сохраняли относительную самостоятельность и языческие обряды. В XII веке вошли в состав Черниговского и Ростово-Суздальского княжеств.
Кривичи, одно из самых многочисленных восточнославянских племён, проживали к северо-западу от вятичей в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины. Иногда в территорию их расселения включают и южную часть Чудского озера. В отличие от вятичей они строили наземные срубные дома. Географическое расположение земель кривичей на «пути из варяг в греки» привело к бурному развитию торговли на их территории. Торговали кривичи и с Византией («греками»), освоив речной путь и ремесло судостроения. Известны города кривичей Полоцк, Изборск и Смоленск. Последний князь кривичей Рогволод был убит князем Владимиром в 980 году.
Радимичи занимали территорию по реке Соть (Сож) в междуречье верхнего течения Днепра и Десны. Их название, скорее всего, произошло от имени их вождя Радима. Воинские умения радимичей позволили им сохранять самостоятельность до X века; в последующем они часто входили в состав княжеских воинских дружин. К XII веку радимичи освоили часть Черниговской и Смоленской земель.
Хорваты жили на севере западных склонов Карпат, в окрестностях города Перемышль. Именовали себя «белыми хорватами» для отличия от хорватов, проживавших на Балканах. Главным занятием восточнославянских хорватов было скотоводство – этим и объясняется название их племени, производного от древнеиранского слова, обозначающего «пастух».
Ильменские словене жили у озера Ильмень; их быт и занятия известны по археологическим раскопкам древнего Рюрикова городища в Старой Ладоге – это был административный и торговый центр словен с языческим капищем. Первыми жителями Новгорода были именно словене.
В начальный период формирования Киевской Руси восточнославянская среда не была единой. Летописец Нестор отмечал имеющиеся различия между племенами, каждое из которых имело «свой норов»: обычаи, законы и заветы предков. По мере развития государства складывался единый древнерусский язык, единые традиции, обычаи и юридические нормы, единая материальная культура и единое историческое и этническое самосознание.
Другие народности в составе древнерусского государства
Скандинавы появились на территории восточных славян в VIII веке; они смешались с местными племенами и прочно обосновались на новой для них земле. Первые князья из династии Рюрика были выходцами из Скандинавии. Рюриковичи начали приглашать шведов, датчан и норвежцев, известных на Руси как варяги, для служения в княжеских дружинах. Некоторые отряды варягов сами приходили на славянские земли, предлагая свои услуги по несению воинской службы.
Варяги на Руси стали не только воинами, но и купцами. Некоторые из них постоянно проживали в богатом купеческом Новгороде, где, как известно из летописи, построили «варяжскую церковь». Многие представители скандинавских народов поселились в городах и торговых центрах вдоль важных торговых путей.
Финно-угры. Многие исследователи считают, что «великорусское» этническое ядро восточных славян сформировалась на основе смешения славян и финнов, являющихся соседями восточных славян с незапамятных времён. В период Киевской Руси в междуречье Оки и верхней Волги, согласно летописям, проживали три финских племени: мурома, меря и весь. Контакты славян с другими финскими племенами – мещеря, корелы, водь – были не столь интенсивными.
Общение и совместные действия славян и финно-угров наблюдались со времён становления Киевской Руси: они вместе боролись с варягами, изгоняя их за море, вместе воевали в составе княжеских дружин, вместе проживали в смешанных русско-финских поселениях. Их занятия хорошо дополняли друг друга: славяне, в основном, были земледельцами, а финны, проживавшие в лесах, занимались охотой, рыболовством и собирательством. Финское население втягивалось в орбиту торговли: чудь поставляла славянам меха в обмен на оружие и украшения. Финно-угорское племя корел (карел) принимало участие в Новгородском вече. Чудь и меря участвовали в походе князя Олега на Константинополь в 907 году. В дальнейшем многие из финно-угров были русифицированы. Христианизация финских народов встретила сильное сопротивление язычества, которое несколько веков сохраняло сильные позиции: в XVI веке у финнов на русской территории ещё существовали священные камни и деревья и сохранялись курганные насыпи в местах захоронения. Финно-угорский элемент явился составной частью народной северорусской культуры.
Балты включали в свой состав литовские и ятвяжские (древнепрусские) племена: голядь или галинды, ятваги или ятвинги и др. В древние времена балтские племена расселялись на территории от Прибалтики до верхнего течения Днепра и Оки. В VIII-IX веках, после прихода славян на эти земли, началась славянизация днепровских балтов, завершившаяся к XIII веку. В результате ассимиляции днепровские балты стали мало отличаться от кривичей или словен.
Ятваги, южная ветвь литовского племени, проживавшая у рек Протва и Угра (притоки Оки), было покорено в 983 году князем Владимиром. По мере расширения Киевской Руси литовские племена были включены в состав древнерусского государства, но многие из них сумели сохранить национальное своеобразие.
Чересполосных славяно-балтских поселений было мало, но влияние балтов на славянскую культуру было заметным. Славянское племя кривичей было близко по своей этнокультуре племенам балтов. Язык ятвагов имел сходство со славянскими языками.
Интерес учёных вызывает история балтийского племени голядь, оказавшегося в Подмосковье, на реке Протве. По предположениям, племя переселилось из Галиндии (Пруссии) вместе с другими племенами, или же это были пленники, переселённые первыми русскими князьями из Галиндии. Славянизация голяди не исключала сохранение племенем старых обычаев захоронения, особенностей в одежде и украшениях.
Народности Кавказа: ясы (осетины), косоги (черкесы). Оба народа признали сюзеренитет Святослава (X век), а затем Мстислава Тмутараканского (XI век) и составляли часть дружины русских князей. Воинское умение и высокое чувство ответственности способствовали включению представителей кавказских народностей в привилегированные слои Древней Руси: так, кавказец Анбал Ясин был ключником Андрея Боголюбского.
Тюркские народности (торки, берендеи, печенеги и др.)
Кочевые тюркские племена, обитавшие в Великой степи к югу от Руси, были грозной силой, не раз угрожавшей древнерусскому государству грабительскими набегами. Древнерусские князья, пытаясь привлечь на службу кочевников, обладавших отличными воинскими навыками, стали создавать тюркские военные гарнизоны в приграничных районах. В XI веке, когда в степи хозяйничали половцы, кочевники других племён, оставшись без пастбищ, сами обратились к русским князьям, предлагая им воинскую защиту русских границ. Князь Ярополк выделил им территорию в бассейне реки Рось, называемую Поросьем. В Поросье переселились торки (тюрки) и печенеги, образовав новый полукочевой племенной союз. За традиционные высокие шапки на Руси их прозвали «Чёрными клобуками» (каракалпак), а летописцы именовали их «своими погаными». Центром Поросья стал город Торчинск. Полуоседлые кочевники пользовались спросом у многих русских князей: «берендеев», как стали назвать кочевников на Руси, взяли на Волынь и на Владимиро-Суздальскую землю для защиты границ.
Кочевники не только охраняли границы Руси: печенеги участвовали в походе князя Игоря на Византию и служили в русском войске в качестве наёмников; торки вместе с князем Владимиром ходили на хазар и булгар. После появления другой грозной степной силы – половцев – печенеги сохранили полукочевой образ жизни, но признали верховную власть Киева и получили право участвовать в выборах великого князя.
Кочевники влились в состав древнерусского государства, многие из них осели на землю и ассимилировались.
Малые группы в составе древнерусского населения
Греки (византийцы) начали переселяться на территорию Киевской Руси в X веке, рассматривая Русь как страну, где можно приложить свои умения. Они обучали русских мастеров каменному зодчеству, участвуя в возведении первых соборов на Руси; раскрывали тайны ремесленного мастерства своим ученикам; обучали грамоте княжеских детей. В последующее время эта традиция была продолжена.
Западноевропейцы прибывали на Русь в качестве торговцев, мастеров и ремесленников. О том, что многие из них временно или постоянно проживали на территории древнерусского государства, свидетельствуют летописи: при Ярославе Мудром в Киеве возникла католическая община, а в Новгороде были основаны Готский и Немецкий торговые дворы. Иногда прибытию иностранцев на Русь способствовали внешние связи: в первой половине XII века немецкий император Фридрих Барбаросса прислал своих лучших архитекторов князю Андрею, сыну Юрия Долгорукого, для строительства Суздаля.
Евреи, оказавшие большое влияние на торговлю и интеллектуальную жизнь Руси, большей частью проживали в Киеве, где сохранилось название киевских городских ворот – «Еврейские ворота». Многие из евреев прибыли на Русь из Хазарского каганата и носили как хазарские имена (Манар, Манас), так и славянские (Гостята). Евреи занимались не только коммерцией, некоторые из них служили при княжеских дворах: доверенным лицом Андрея Боголюбского был Ефрем Моизич.
Была ли Древняя Русь многонациональной? Большинство исследователей отрицательно отвечают на этот вопрос, так как иноэтнический компонент составлял небольшую долю в общей численности древнерусского населения. К тому же другие народности быстро растворялись в преобладающей славянской среде.