Невьянская икона

Невьянская икона


Православная икона со святыми изображениями – это проводник в иной, духовный мир, который живописным языком открывает человеку христианское вероучение и христианские догматы. Церковь не налагала на иконописцев строгих и незыблемых обязательств, но в течение тысячелетий были разработаны основные каноны иконописи и создана традиционная иконописная техника. Местные живописные традиции накладывали свой отпечаток на иконографические изображения – существовали новгородская, ростовская, псковская, московская и другие направления иконописи. Особое место среди местных школ иконописи XVIII-начала XX веков занимает искусство невьянских мастеров.

Особенности Невьянска

Уральский Невьянск, отметивший в 2000 году своё трёхсотлетие, стал центром железоделательной промышленности России при императоре Петре I благодаря предприимчивым хозяйственникам Никите и Акинфию Демидовым. Бывшие тульские оружейники, ставшие сподвижниками Петра, сумели использовать богатства Урала для развития российской промышленности. Большой приток старообрядцев на Урал обеспечил демидовские предприятия ценной рабочей силой.

Согласно местной легенде, в конце XVII века у реки Нейвы поселились шесть старообрядцев, прибывших из далёких русских городов. Их нехитрый скарб включал большой разборный крест, старообрядческие духовные книги и иконы. Скит, основанный первыми поселенцами в благодатном и отдалённом от центральных властей месте, стал центром притяжения многих раскольников, бежавших от преследований целыми семьями. На Урал прибыли переселенцы из Центральной России, из нижегородских керженских скитов, разгромленных по указу нижегородского архиепископа Питирима, из Поморья и других мест. Трудолюбивых, честных, богобоязненных старообрядцев, живших в опрятности и имевших чистоту помыслов, Демидовы охотно брали на работу. На свои заводы они созывали старообрядцев и из других местностей Урала и из Поволжья – так появился Невьянск, ставший центром горнозаводской промышленности и собравший старообрядцев разных согласий, поповцев и беспоповцев, со всей России. Первый металл был выплавлен в 1701 году.

Появление Невьянских икон

Появление Невьянских икон


В историю Невьянска старообрядцы вписаны не только как мастера, освоившие и развившие горное и железоделательное производство, но и как создатели уникальной школы иконописи, влияние которой распространилось по всему Уралу. Кроме Невьянска, центрами самобытной иконописи стали Нижний Тагил, Красноуфимск и Старая Утка. Становление невьянской иконописной школы пришлось на период, когда другие российские центры иконописи уже прошли период своего расцвета, оставив богатое иконописное наследие. Невьянские мастера использовали опыт прославленных русских иконописцев, создав новые традиции и внеся в искусство иконописи свои самобытные черты. Старообрядческие иконописцы, жившие в закрытых общинах, не выходили на рынки со своими изделиями и работали только на заказ. Священные изображения, созданные на Урале, включали как небольшие домашние иконы, так и большие иконостасы. Число уральских иконописцев множилось – на рубеже XVIII-XIX веков в Невьянске работали 10 иконописных мастерских. Появились династии невьянских иконописцев – Богатырёвы, Чернобровины, Серебрянниковы и другие, которые определили основные пути развития невьянской иконописи и сформировали её особенности.

Особенности невьянской иконописной школы

Особенности невьянской иконописной школы


Невьянские иконы носили отпечаток местности, где они были изготовлены: на фоне икон угадывался местный колорит холмистого уральского рельефа с яркими красками природы, виделись силуэты храмов и очертания знаменитой Невьянской наклонной башни Демидовых с часами-курантами. Местной была и технология изготовления красок из уральского природного сырья. Термин «невьянская икона» относится не только к священным изображениям, созданными в Невьянске – он объединяет все иконы, изготовленные уральскими мастерами по единой стилистике.

Отличительные особенности невьянских икон

Сохранение старообрядческих иконописных традиций

Невьянские иконописцы следовали старым, дореформенным, традициям иконописи, включая обратную перспективу в изображение объектов. Но они не ограничивались старым письмом и пошли дальше, применив художественную прямую перспективу.

Следуя заветам протопопа Аввакума и его единомышленников, невьянские мастера отказались от западноевропейской техники передачи индивидуальных черт в ликах святых. Живость священным ликам придавали искусно наложенные на лица световые блики; лики всегда светлые, без старинного приёма подрумянки. Как отмечают искусствоведы, белоликость образов стала одним из признаков невьянской иконы. Светотени использовались и при изображении фигур и в передаче фактурности их одеяний, отчего фигуры выглядят динамичными.

Материалы и краски для икон

Иконы писались на ковчежной доске (ковчег – это углублённое поле на центральной лицевой стороне доски), сделанной из просушенной сердцевины липы или сосны. Например, ковчег самой ранней невьянской иконы «Богоматерь Египетская» (1734 год) был изготовлен из сосны сибирской.


Материалы и краски для икон


На лицевую сторону заготовки наносили основу для краски – левкас, изготовленный из смеси мела, рыбьего клея и конопляного масла, затем левкас шлифовали до получения гладкой поверхности. Обратную сторону доски укрепляли поперечными планками.

Для иконописи использовались темперные краски, изготовленные только из минерального и растительного сырья – малахита, лимонита, киновари, азурита и других уральских материалов; масляные краски не применялись. Для получения стойкой и яркой краски минерал сначала растирали в ступе до порошкообразного состояния, порошок разводили водой или квасом. Обязательным компонентом краски был яичный желток.

Особое значение придавалось золоту на иконах: золото символизировало Христа и божественный свет. Сплошное золочение фона икон имело тёплый оттенок благодаря особой технике использования золота: листовое золото наносилось на полимент – красно-коричневую основу, состоявшую из красной глины, воска и яичного белка. Для мягкости добавляли рыбий жир. Холодный оттенок золота достигался технологией наложения золотой краски на лист серебра. Контрасты фактур и поверхностей придавали иконам эффект свечения. Изображения на иконах имели богатую палитру цветов с различными оттенками: красный цвет варьировался от нежно-розового до тёмно-вишнёвого, чистая краска швейнфуртской (парижской) зелени переходила в голубовато-зелёные тона. Широко применялась берлинская лазурь, приобретаемая как и швейнфуртская зелень на рынке; с помощью различных оттенков лазури мастера передавали чистоту небесного свода. Сочетания цветов – серовато-сиреневого и голубого, красного и синего, фиолетового и оливкового – придавали изображениям художественную изысканность.

Тематика и особенности изображений на иконах

Тематика и особенности изображений на иконах


Изображение сначала делалось на бумаге, которую прикрепляли к основе; контуры рисунка прокалывались иглой, затем процарапывались острым инструментом. Невьянское тонкое письмо включало тщательное прописывание очень мелких деталей, размер которых не превышал спичечную головку. Наиболее распространённой тематикой изображений на невьянских иконах являлись образы Богородицы и Иисуса Христа; среди наиболее почитаемых святых был покровитель и защитник труда Николай-чудотворец, Святой Георгий и Илья-пророк. К числу почитаемых святых относился Александр Невский – на Урале считали, что его образ защищает от пожаров на заводах.

Часто центральные образы на иконах сочетались с предстоящими – святыми, которые были покровителями семейства заказчика. В большинстве случаев заказчиками были богатые промышленники и купцы Урала; иконы поступали также в часовни, покровителями которых были состоятельные старообрядцы.

Одним из важных признаков невьянской иконы является позем (условное изображение земли в нижней части иконы), для которого применялось сочетание трёх цветов: традиционного коричневого, зелёного и синего (голубого). На ранних невьянских иконах позем изображался в виде сине-зелёных холмов и кустиков, с вкраплениями белой краски; в последней четверти XVIII века на холмистом поземе мастера начали изображать алые цветы на спиралевидном стебле.

Поздние невьянские иконы

Поздние невьянские иконы


В конце XIX-начале XX века невьянская икона, выполняя пожелания заказчиков, стала более декоративной, с обилием золота, постепенно превращаясь в предмет роскоши, обязательной для богатого дома.

Сохраняя древние традиции, невьянские иконописцы не противились применению новых изобразительных средств, с которыми они познакомились через европейцев, приглашённых на работу Демидовыми. Под европейским влиянием на невьянских иконах появились прямая перспектива и стиль барокко, узнаваемый в затейливых золотых украшениях деталей. Классицизм, проявившийся в изображении античной архитектуры, в невьянской иконе имел свой символизм: изображение античных руин означало рухнувший языческий мир; античные арки символизировали небеса.

В настоящее время в музее невьянской иконы в Екатеринбурге собрано около 700 икон, датируемых с 1734 по 1919 год.


Рекомендуемые статьи

Церковная археология: между Наукой и Церковью

Церковная археология: между Наукой и Церковью

В классическом понимании церковная археология - отрасль теологии и богословская учебная дисциплина, предметом изучения которой являются материальные памятники, ..

Медные иконы с XI до XIX века

Медные иконы с XI до XIX века

Медные иконки, крестики, складни встречаются не только в музеях и частных коллекциях – увидеть их можно и в квартирах обычных людей, получивших уникальное насле..

Значение цветов в русской иконе

Значение цветов в русской иконе

Икона (от древнегреческого слова εἰκών, означающего «образ», «изображение», «подражание») является символом православия. Почитание иконы, которая верующим являе..

Старинные медные иконы. Виды икон

Старинные медные иконы. Виды икон

Долгое время меднолитые иконы не получали должного внимания со стороны исследователей: небольшие по размеру иконы из меди считались предметами личного благочест..

Рекомендуемые изделия